Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:10, статья
Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.
5.2.2.
Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи
Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы; ср.:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах так
небрежен
!
(А.С. Пушкин)
При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.
В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.
В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.
В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
Стилистическое
значение имени прилагательного
в системе выразительных
При употреблении
прилагательных важно сохранять чувство
меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими
многословие. А.П. Чехов советовал молодому
Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте,
где можно, определения… Понятно, когда
я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот,
неудобопонятно и тяжеловато для мозгов,
если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего
роста человек с рыжей бородой сел на зеленую,
уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно,
робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу
укладывается в мозгу, а беллетристика
должна укладываться сразу, в секунду»
.
ГЛАВА 1. МЕСТО
УСЕЧЕННЫХ ФОРМ В СИСТЕМЕ ИМЕНИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1.1. ИСТОРИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: ПОЛНЫЕ
(МЕСТОИМЕННЫЕ) И КРАТКИЕ (ИМЕННЫЕ) ФОРМЫ
1.2. СВОЕОБРАЗИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.3. Эволюция ВЗГЛЯДОВ НА УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Выводы
ГЛАВА 2. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЬВЕ: СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ, СОСТАВ ФОРМ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ»
2.2. ФУНКЦИИ УСЕЧЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
в ПОЭТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
2.3. СОСТАВ ФОРМ УСЕЧЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
2.4. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ УСЕЧЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Выводы
ГЛАВА 3. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЯЗЫКЕ
РУССКОЙ поэзии xvn-xrx ВВ
3.1. ВИРШЕВАЯ И СИЛЛАБИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ХУП-ХУШ
ВВ
3.2. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ТЕОРИИ
И ПРАКТИКЕ ПОЭТОВ XVin в
3.2.1. Усеченные прилагательные в творчестве
поэтов-реформаторов. Кантемир. Тредиаковский.
Ломоносов
3.2.2. Употребление усеченных форм в поэзии
второй половины XVIII в
3.3. ПОЭЗИЯ ХГХ В
3.3.1. Усеченные прилагательные в поэзии
А. Пушкина
3.3.2. Переосмысление роли усеченных прилагательных
в середине — второй половине XIX в. Выводы
ГЛАВА 4. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЬВЕ В ЯЗЫКЕ
РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX НАЧАЛА XXIВ
4.1. УСЕЧЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОЭЗИИ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
4.1.1. Символизм. И. Анненский. Вяч. Иванов.
В. Брюсов
4.1.2. Футуризм. Велимир Хлебников
4.1.3. Сергей Есенин и крестьянские поэты
4.1.4. Михаил Кузмин
4.1.5. Марина Цветаева
4.1.6. Даниил Хармс
4.2. УСЕЧЕННЫЕ ФОРМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ
СЕРЕДИНЫ XX в
4.3. Поэзия ВТОРОЙ половины XX-НАЧАЛА XXI
в
4.3.1. В. Соснора. В. Кривулин. М. Степанова
4.3.2. Усеченные прилагательные в поэзии
рубежа веков
4.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЕЧЕННЫХ ФОРМ в ПОЭТИЧЕСКИХ
ПЕРЕВОДАХ
ВЫВОДЫ
В данном диссертационном исследовании рассматриваются роль и особенности функционирования усеченных прилагательных в языке русской поэзии.
Актуальность исследования. В современной лингвистике отмечается возрастающий интерес к проблемам поэтического языка, о чем говорят многочисленные работы, в том числе последних лет, в которых поэтический язык исследуется в самых разных аспектах.
Наглядный пример этому — многотомные «Очерки истории языка русской поэзии XX века», подготовленные в 1990-х годах в отделе стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им.
В. В. Виноградова РАН [Очерки истории языка русской поэзии XX века 1990, 1993, 1994, 1995а, 19956]. Тем не менее поэтический язык изучен неравномерно. Одной из малоисследованных областей остается морфология [Тин 1996], хотя морфологические средства выразительности в поэтических произведениях анализировались в трудах Л. В. Щербы, Р. Якобсона, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Д. Н. Шмелева, В. П. Григорьева, привлекают внимание современных исследователей [Ионова 1988; Зубова 2000; Поэтическая грамматика 2005].
Среди явлений поэтической морфологии особый интерес представляют те, которые прослеживаются в языке поэзии на протяжении длительного времени. К ним, безусловно, относятся усеченные прилагательные.
Усеченные прилагательные
всегда рассматривались как
Обычно усеченные прилагательные рассматриваются как искусственные книжные формы, по структуре близкие именным прилагательным, но по своему грамматическому значению и синтаксической функции относящиеся к парадигме полных (местоименных) прилагательных.
Различно определяется способ образования данных форм, который связывается с самим термином: прилагательные «усеченные» — то есть образованные «усечением» одного слога. Не определен точно и состав усеченных форм. Принято считать, что усеченные прилагательные не имели полной парадигмы склонения, так как использовались только формы, бывшие на слог короче полного прилагательного. Важно также, что в языке поэзии, несмотря на устоявшееся понятие «усеченные прилагательные», возможны «усеченные» формы причастий, местоимений, порядковых числительных, а также субстантивированных форм.
Наиболее принципиальна проблема функционирования усеченных прилагательных в языке поэзии. Вопрос о причине появления в поэзии XVIII в. усеченных форм тесно связан с определением роли, которую эти формы играют в поэтическом тексте. На этот счет существуют две основные точки зрения. В соответствии с первой, усечения рассматриваются как одна из поэтических вольностей, технический версификационный прием, связанный с приспособлением русского языка f к нуждам силлабо-тонического стихосложения и призванный облегчать труд стихотворца. Согласно второй точке зрения, усечения определяются как прием стилистический, однако исследователями зачастую отрицается существование стилистической функции использования усечений [Винокур 2006; Виноградов 2002; Левин 1964а].
Усеченные прилагательные можно назвать одной из констант языка русской поэзии. Представленный в диссертации материал показывает, что усеченные прилагательные употреблялись в русской поэзии на протяжении всей истории ее существования, употребляются и на современном этапе. Все сказанное в целом определяет актуальность диссертационной работы.
Научная новизна
исследования заключается в том,
что в нем впервые
Основной объект исследования в диссертации — состав и функционирование усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных эпох.
Предметом исследования стали многочисленные примеры использования усеченных прилагательных в языке русской поэзии XVII -начала XXI в.
Основной целью исследования являются систематизация и описание случаев употребления усеченных прилагательных в произведениях русской поэзии XVII — начала XXI в., определение роли данных форм в языке русской поэзии разных эпох, воссоздание эволюции их функционирования. Эта цель определила следующие задачи работы: 1) обобщить результаты исследований по вопросам происхождения и функционирования усеченных прилагательных; 2) рассмотреть проблемы терминологии, применяемой при изучении слов этой категории; 3) создать методику отбора и анализа языкового материала; 4) отобрать материал, описать формы усеченных прилагательных, употребленные в выбранных поэтических текстах; 5) определить состав морфологических моделей усеченных прилагательных, особенности строения и способы образования данных форм в соотнесении с полными и краткими формами прилагательных; 6) выявить и проанализировать функции усеченных прилагательных в языке русской поэзии разных периодов; 7) воссоздать эволюцию употребления усеченных форм в языке поэзии; 8) оформить собранный материал в виде словников и сопоставительных таблиц.
Информация о работе Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи