Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:10, статья

Описание

Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Методы и приемы исследования. Для достижения достоверности  результатов исследования в работе была использована комплексная методика анализа языкового материала. Эта  методика включает в себя приемы, характерные для описательного, сопоставительного, количественного методов лингвистического анализа. Основные методологические принципы работы — историзм и системность.

Материалом исследования послужили поэтические произведения, в которых содержатся усеченные прилагательные. В ходе работы было рассмотрено более 25 тысяч разножанровых поэтических текстов 400 авторов XVII - начала XXI в. Результаты исследования опираются на анализ более чем 14 тысяч примеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы позволяют определить место и роль усеченных прилагательных в языке русской поэзии и тем самым уточнить представление об их месте в русском языке в целом. В работе проанализированы существующие точки зрения на проблему усеченных прилагательных, выявлены основные несоответствия в освещении этой проблемы, неточности в терминологии. На основе изучения конкретного литературного материала установлена роль данных форм в языке русской поэзии, выявлена преемственность в их употреблении в поэзии XVII — ХЕХ вв., прослежена эволюция функционирования усеченных прилагательных как константы русского поэтического языка.

Практическое  применение работы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории русского литературного языка, истории языка русской поэзии, стилистике, лингвистическому анализу художественного текста.

Собранный материал может быть применен в лексикографии  — при составлении словарей языка  ряда поэтов, литературных направлений, а также «Словаря усеченных прилагательных в языке русской поэзии».

Основные положения, выносимые на защиту 1. При всем многообразии и неоднозначности терминов, применяемых  по отношению к выбранной категории  слов, целесообразно принять термин «усеченные прилагательные» («усеченные формы», «усечения»), поскольку он имеет длительную традицию употребления, хотя и в значительной степени условен. Отказ от этого термина затруднил бы изучение данных форм в поэтическом языке.

2. Исследование проблемы происхождения усеченных прилагательных и их функционирования в языке поэзии плодотворно не только в синхроническом, но и, в большей степени, в диахроническом аспекте, а также в соотнесении с другими фактами истории русского литературного языка.

3. Являясь по  происхождению древними именными  прилагательными, усеченные прилагательные  могли быть восприняты языком  русской поэзии из церковнославянского  языка или языка фольклора,  но могли и создаваться по  известным морфологическим моделям  в зависимости от версификационных или стилистических задач, которые решались авторами.

4. Предлагается  следующее определение усеченных  прилагательных: Усеченные прилагательные  — это особого рода краткие  прилагательные (не только качественные, но и относительные), а также примыкающие к ним формы причастий, местоимений, порядковых числительных, которые используются в языке поэзии в атрибутивной функции как в И.-В., так и в некоторых косвенных падежах.

5. Усеченные  прилагательные — это одна  из констант поэтического языка. В различные периоды истории русской поэзии усеченные формы функционировали и воспринимались по-разному, что связано как с особенностями литературного языка разных эпох, так и с художественными установками каждой эпохи.

6. Для усеченных  прилагательных характерен ряд общепоэтических проявлений: наиболее употребительны формы И.-В. всех родов и чисел, как правило, не несущие стилистической нагрузки, другие падежные формы (В. ж. ед., Р. и Д. м.-ср. ед. и др.) выполняют обычно определенную стилистическую функцию; усеченные прилагательные образуют в языке русской поэзии особый словарь.

7. Состав и  соотношение усеченных форм, словарь  и устойчивость словаря, использование  усечений в препозиции и постпозиции,  их положение в стихотворной  строке и т. п. имеют свои особенности в творчестве многих авторов. Поэтому есть основания говорить о том, что усеченные прилагательные выступают как яркая черта отдельных идиостилей.

Апробация работы. Основные положения настоящей диссертации  обсуждались на заседании отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики (апрель 2007 г.). По проблематике диссертации были сделаны доклады на семинаре «Проблемы поэтического языка» (ИРЯ РАН, апрель 2005 г.), на Международных научно-литературных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения И. Ф. Анненского (Литературный институт им. А. М. Горького, октябрь 2005 г.), на Международной научной конференции «Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия» (ИРЯ РАН, май 2007 г.). Результаты исследования отражены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографии, трех Приложений. В Приложении № 1 приводятся сведения о текстах, в которых встречаются усеченные прилагательные, сведения об авторах, сопоставительные таблицы, данные о частоте употребления и лексическом составе усеченных прилагательных; в Приложении № 2 — примеры отражения усеченных прилагательных в словарях языка писателей и общий словник, представленный как материалы к «Словарю усеченных прилагательных»; в Приложении № 3 — примеры, иллюстрирующие восприятие усеченных прилагательных современным языковым сознанием (почерпнутые из ресурсов сети Интернет).

Информация о работе Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи