Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:05, реферат
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы.
Особенности поэтического мировосприятия
С. Есенина. 2
Своеобразие мироощущения лирического
героя. Человек и природа. 2
Фольклор как основа художественной
картины мира в поэзии С. Есенина. 5
Особенности метафоры в поэзии Есенина. 7
Тема родины в лирике Есенина. 9
Образ Руси в ранней лирике С. Есенина. 8
Родина и революция в поэзии Есенина
1917 - 1919 гг. 13
Отражение в поэзии С. Есенина
1920 – 1923 гг. духовного кризиса. 17
Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924- 1925 гг. 19
Заключение. 23
Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильных холмов — таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела»,— скажет поэт позднее в «Анне Снегиной» (1-2-37).
Суров,
печален, правдив
в «Руси» рассказ
поэта о Родине
в годину военных невзгод.
Атмосфера тревожного
предчувствия надвигающейся
беды уже ощутима в начале
стихотворения:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Но
поэту дорога и
близка эта Русь.
Ему
хочется верить, что
беда, может быть,
обойдет отчий
край стороной. А
черные тучи уже застилают
горизонт... Война!
Понакаркал
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались
Повестили под окнами сотские
Ополченцам
Загыгыкали
Плач
прорезал кругом тишину.
Такие строки могли родиться только в сердце художника, для которого война — непоправимое человеческое горе. Вот откуда лирический накал этих строк.
Одна
за другой развертываются
в «Руси» грустные
картины деревенской
жизни во время войны.
Опустели села. Осиротели
избы. Изредка нежданно-негаданно
приходят в деревню
солдатские весточки:
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в
засуху над первым
дождем.
Всей
душой, всем сердцем
поэт с народом
— и в короткие
радостные мгновения
и в долгие годы горя
и печали:
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
…………………………
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь
к тебе я любовь
берегу.
Поджидание седых матерей... О многом заставляет нас и сегодня задуматься, многое пережить рассказ поэта о прошлых военных бедах на русской земле.
Стихотворение
«Русь» — знаменательная
веха во всем дооктябрьском
творчестве Есенина,
программное произведение
молодого поэта. Любовь
Есенина к родине, озабоченность
поэта судьбой крестьянской
Руси, ненависть к войне,
тяготение, подчас стихийное,
к демократическим общественным
силам и идеям, к народности
и реализму – всё это
определяет идейно-эстетическую
ценность поэзии Есенина
до 1917 года.
2.2
Родина и революция
в поэзии Есенина 1917-1919
гг.
Время Есенина — время крутых поворотов в истории России. Это время «помечено» и революционными баррикадами пятого года, и ленской грозой двенадцатого года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом «Авроры».
Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону восставшего народа. «В годы революции,— писал Есенин,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном»(1-1-14).
Все, что свершилось в России в годы Октября, было необычно, ни с чем не сравнимо.
Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,— вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917—1918 годах («Преображение» (1-1-310), «Инония» (1-1-317), «Иорданская голубица» (1-1-314). Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует «революционная» вера:
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!
Инония – иная страна, подразумевается новая Россия, с которой происходит, должно произойти преображение. Пять лет спустя Есенин увидит, что преображения не получилось, и назовёт эту страну иначе: страной негодяев.
Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие ранее в некоторых его стихах.
В бунтарской, богоборческой теме, характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде всего и проявлялась устремлённость поэта к новой жизни.
Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов — все это были новые черты художественного стиля поэта.
Важно
отметить еще одно
обстоятельство. Наряду
с произведениями
гражданской, политической
лирики, созданными
Есениным в 1917—1918 годах,
дыхание грозы коснулось
и его стихотворений,
полных тончайшего проникновения
в мир русской природы.
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
…………………………
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные
В таких стихотворениях, как «Я по первому снегу бреду...» (1-1-137), «О пашни, пашни, пашни...» (1-1-134), «О верю, верю, счастье есть...» (1-1-140), «Вот оно, глупое счастье...» (1-1-142), «О муза, друг мой гибкий...» (1-1-145), «Теперь любовь моя не та...» (1-1-156), «Зеленая прическа...» (1-1-136), «Вот такой, какой есть...» (1-2-271), «Закружилась листва золотая...» (1-1-155), и в ряде других на первый взгляд мало примет времени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:
Еще и солнце не погасло.
…………………………
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Октябрь привнёс новое в есенинскую поэзию. «Не будь революции,— подчеркивал Есенин,— я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике» (1-1-19).
Родина
– это «новый Назарет»,
преображенная страна,
которой предстоит через
муки и крест обрести
себя. Предчувствие
этого, предсказание
будущей революции и
гражданской войны звучи
в стихотворении 1916
года «Тучи с ожереба» (1-1-123):
Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл.
Плещут
Пламя
красных крыл.
Небо словно вымя,
Звёзды
Пухнет
В животе
овцы.
Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхн
Новое восславят
Рождес
И, как пёс пролает
За
горой заря.
Только
Страшн
Отреку
Славит
Скреже
Вздыбя
И со щёк заката
Спрыгн
Побегу
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый
Симеон.
Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»(1-2-223).
Для
изображения революционной
России поэт использует,
с одной стороны,
библейские фразы, сюжеты,
цитаты, символику. С
другой стороны, в
стихах о революции
появляются маршевые,
чеканные ритмы, отражающие
дух времени, поступь
эпохи. Роковой 1919 год
становится переломным
в сознании поэта и его
творчестве. Гражданская
война, голод, разруха,
страшные реалии послереволюционных
будней порождают чувство
неуверенности, сомнения,
состояние идейной смятенности.
В стихотворениях 1919
года начинают звучать
трагические мотивы («Я
последний поэт деревни»(1-1-147).
Есенин полон самых
мрачных предчувствий:
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные
паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов
златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы
гребётесь в страну
грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!