Тема родины в лирике Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:05, реферат

Описание

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы.

Содержание

Особенности поэтического мировосприятия
С. Есенина. 2
Своеобразие мироощущения лирического
героя. Человек и природа. 2
Фольклор как основа художественной
картины мира в поэзии С. Есенина. 5
Особенности метафоры в поэзии Есенина. 7
Тема родины в лирике Есенина. 9
Образ Руси в ранней лирике С. Есенина. 8
Родина и революция в поэзии Есенина
1917 - 1919 гг. 13
Отражение в поэзии С. Есенина
1920 – 1923 гг. духовного кризиса. 17
Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924- 1925 гг. 19
Заключение. 23

Работа состоит из  1 файл

Тема родины в лирике есенина.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

       «Прескверный  гость» — «черный  человек» у Есенина  — это не только его личный враг. Нет, он враг всего  прекрасного, враг Человека. В поэме он олицетворяет черные силы, доставшиеся новому миру в наследство от старого, в котором господствует «философия», согласно которой, «человек от природы подл». И не случайно замысел «Черного человека» возник у Есенина в пору его пребывания за границей. Там особенно явственно встал перед ним этот страшный образ. В символической сцене, завершающей словесную дуэль поэта с «черным человеком», летящая трость, брошенная поэтом прямо в его морду, разбивает лишь зеркало.

       Но  поэмой о «прескверном госте» Есенин так  яростно так бесстрашно обнажил «чёрную  душу» «чёрного человека», что необходимость  суровой, беспощадной  борьбы с ним стала ещё более очевидной.

       В стихотворениях этого  периода поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь  к злободневным темам  времени, пытаясь  принять «коммуной  вздыбленную Русь».

       Европа  и Америка произвели  удручающее впечатление  на поэта. В одном из писем он отзывался о загранице, как об «ужаснейшем царстве мещанства...», где «в страшной моде Господин доллар, а не искусство ... самое высшее — мюзик-холл». Взгляды С. Есенина меняются. «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может» (3-256).

       Стараясь  оторваться от мрачных  дум, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, создавали благоприятную обстановку для творчества. Есенин создаёт цикл «Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1-1-244), «Руки милой – пара лебедей» (1-1-255) и другие, воспевает чувство любви, вдохновенное и светлое, которое составляет здесь основной предмет изображения. Любовь у Есенина – это одна из граней любви к России, так как любовь к родине – основа его человеческой природы. Поэта интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, как их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами.

       Однако  параллельно с  Персией в стихотворениях Есенина возникает  образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских  равнин «под шуршащим пологом тумана», «волнистой ржи при луне». Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском.

       Тяга  к размышлениям о  жизни, о себе самом  начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, переломным, предъявляющим высокие требования к человеку.

       В стихотворении «Мой путь» (1-1-392) он подводит итоги прожитого: вспоминает события  в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела» (1-1-397).

       Не  без сожаления  поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время  хорошо понимает необходимость  более зрелого  отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим. Поэт говорит о своей привязанности к жизни. Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

       Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою» (3-257). Но в его творчестве есть и другое, главное — его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России, его любовь к родине составляют основу его творчества.

           

Заключение. 

       Есенин  — русская художественная идея. Сергей Есенин — самый читаемый в России и при  этом отнюдь не общедоступный  поэт. Его стихи  даже таким искушенным ценителям, как профессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением загадочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору богатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифологических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» самородный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безответная тишина.

       А через десять лет  Есенин — чуть ли не самый современный  по мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха. Чтобы одолеть такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было обладать еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чуткостью к велению живой жизни.

       Есенин  — единственный среди  великих русских  лириков поэт, в  творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что  все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин — художественная идея России.

       Есенин  глубоко знал жизнь  крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

       Уйдя  из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил  нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы. 
 

 
  1. Есенин  С. Собрание сочинений в трёх томах. – Москва:  Правда, 1977.
  2. Бузник В.В. Русская советская литература – Москва: Просвещение, 1987. –368 с.
  3. Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. - Москва:  ТКО «АСТ», 1995. - 576 с.
  4. Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…»//Литература. – 1998. - №3.- С.5-12
  5. Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С. - Москва: Советская Россия, 1968. - 158 с.
  6. Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва: Академия, 2002. – 496 с.
  7. Красухин Г. Легенда и реальность //Литература. – 1998. - №3. – С.2-3
  8. Локшина Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. – Ленинград:  Просвещение, 1978. - 160 с.
  9. Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. – Москва: Детская литература, 1982. - 176 с.
  10. Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, 1977. – 64 с.
  11. Смирнова Л.А. Русская литература XX века. – Москва: Просвещение, 1999. – 334 с.
  12. Эвентов И.С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, 1978. - 128 с.

Информация о работе Тема родины в лирике Есенина