Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа
Целью работы служит раскрытие темы суда в романе Ю. Добровского "Факультет ненужных вещей".
Для достижения цели были предложены следующие задачи:
1. Обобщить теоретический материал по теме исследования.
2. Раскрыть историю суда над Зыбиным в романе «Факультет ненужных вещей».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Тематическое и художественное содержание творчества Ю.О. Домбровского……………………………………………………………………...6
1.1. Философские и исторические аспекты романного творчества Ю.О. Домбровского……………………………………………………………………...6
1.2. Художественное своеобразие и композиция романа "Факультет ненужных вещей"………………………………………………………………..13
Глава 2.Суд как элемент тоталитарного беззакония в романе "Факультет ненужных вещей"………………………………………………………………..22
2.1. История суда над Зыбиным в условиях тоталитарного общества……….22
2.2. Обращение Домбровского к ситуации суда и казни Христа……………..32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...43
Главный герой колеблет, потрясает, «зыблет» устои этого общества, создает впечатление иллюзорности всего происходящего, зыбкости и неустойчивости. Пред лицом истории, вечности это время – всего лишь песчинка, небольшой период, который пройдет. А все поступки теперешних «божков» найдут отклик в сознании будущих поколений.
Очень силен в романе символический пласт. Одним из центральных является образ-символ Смерти. Можно выделить здесь смерть материальную, телесную и смерть духовную. Главное выражение духовной смерти - тотальная гибель культуры. Истинная культура, которая зиждется на многовековом опыте человечества, заменяется квазикультурой.
Люди, убивающие представителей интеллигенции, которая и является создателем и носителем культуры, заполняют появившуюся нишу плодами своего «творчества». На фоне таких событий смерть материальная телесная воспринимается, чуть ли не как подарок судьбы.
Мертвая роща – отражение страшного и в то же время обманчивого вида смерти. Зыбин и Клара, отправившись за маринкой на реку, увидели удивительную мертвую рощу. Вначале название рощи показалось им непонятным, ведь она зеленела в лучах заходящего солнца. Но, приглядевшись, они поняли, что деревья давно мертвы, а зеленеет повилика, задушившая их. Но Зыбин понимает и то, что душителю понять не дано. «Вы понимаете, Кларочка, они же мертвые. Их повилика задушила... И она тоже погибнет... только она не знает об этом. Она такая же смертная, как и они. Вот выпьет их до капли и сдохнет» [4, c. 30]. Это еще и символ тоталитарной власти. Ее существование приводит к гибели не только отдельных людей, но и общества в целом, с его культурными, моральными, нравственными устоями. А если погибнет общество, то над чем и над кем устанавливать эту самую власть, кем управлять? Одним из лозунгов времени стал: «Незаменимых людей нет». Посадили или расстреляли?! Тут же найдутся новые Штерны, Нейманы, Долидзе и уж тем более Оводы. Система нуждается в постоянной подпитке новыми людьми. В романе раскрыты иезуитские методы, которыми органы НКВД вербуют «новеньких», таких, как Корнилов.
В условиях такого общества смерть физическая добрее к окружающим, чем жизнь. Как говорит кладбищенский сторож: «Мертвый человек – он самый безвредный», невольно подтверждая этим высказывание вождя: «Нет человека - нет проблемы». В романе более остро стоит вопрос другой смерти - антидуховной, «мертвой». Люди остаются живы, ничего с ними не происходит, но внутри они мертвы, пусты, и отражается это в их глазах, наполненных ужасом.
Противостоит этому «жизнь». Ее нельзя воспринимать в соответствии с признаками человеческого организма. Это жизнь во всех проявлениях. Противопоставлению «жизнь - смерть», соответствует противопоставление чувств, их сопровождающих - «ужас - радость». Символом жизни в романах можно назвать яблоки. Их приносит старик под полой дождевика Зыбину против всех тюремных правил. И следовательница, что удивительно, эти яблоки берет.