Точность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание

Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и к русской речи.

Содержание

Введение

1.Современная речевая ситуация……………………….………………..…3
2. Речь, её особенности…………………………...........................................5

3. Характеристика понятия «Культура речи»...........…………………...........6

4.Что такое культура речи?...............................................................................7
5.Точность словоупотребления………..…...................................................…9
6.Слова-паронимы и точность речи……………………………………….11
7.Точность словоизменения и формообразования……………………….14
8.Синтаксические конструкции речи....………………………….…….......16
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

точность речи.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

                  Федеральное агентство по образованию и науке

Российской  Федерации 

Уральский Финансово-Юридический институт

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

     
 
 
 
 

                                                                     Выполнил: студент гр. __________  

                                                             ___________________________

                                                                                  (ФИО студента)  

 

                                                                                      Проверил: ___________________

                                                                                       (ученая степень, ученое звание)

                                                                         _____________________________

                           (ФИО преподавателя) 

                            
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 

2011

 
 

Контрольная работа

на тему «Точность речи» 

Содержание 

Введение

  1. Современная речевая ситуация……………………….………………..…3

     2.  Речь, её особенности…………………………...........................................5

     3.   Характеристика понятия «Культура  речи»...........…………………...........6

  1. Что такое культура речи?...............................................................................7
  2. Точность словоупотребления………..…...................................................…9
  3. Слова-паронимы и точность речи……………………………………….11
  4. Точность словоизменения и формообразования……………………….14
  5. Синтаксические конструкции речи....………………………….…….......16

Заключение

Литература  

 

       1. Современная речевая ситуация 

      Язык  является мощным средством регуляции  деятельности людей в различных  сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько аффективно им пользуется, - очень важная и актуальная задача.

      Каждый  образованный человек должен научиться  оценивать речевое поведение  — свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

      Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и к русской речи.

      В глубоком исследовании «Русский язык конца XX столетия» (1985—1995) сделана попытка выделить наиболее значимые черты русского языка конца века. В нем отмечается:

      «События  второй половины 80-х — начала 90-х  годов по своему воздействию на общество и язык подобны революции. Состояние русского языка нашего времени определяется рядом факторов.

      1. Резко расширяется состав участников  массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются  к роли ораторов, к роли пишущих  в газеты и журналы. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.

      2. В средствах массовой информации  резко ослабляются цензура и  автоцензура, ранее в значительной  степени определявшие характер  речевого поведения.

      3.  Возрастает личностное начало  в речи. Безликая и безадресная  речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает биологичность общения,  как устного, так и письменного.

      4. Расширяется сфера спонтанного  общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные речи. Они говорят.

      5. Меняются важные параметры протекания  устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного  обращения говорящего к слушающим и обратной связи слушающих с говорящими.

      6. Меняются ситуации и жанры  общения и в области публичной,  и в области личной коммуникации. Жесткие рамки официального публичного  общения ослабляются. Рождается  много новых жанров устной  публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

      7. Резко возрастает психологическое  неприятие бюрократического языка  прошлого (так называемого новояза).

      8. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым.

      9. Наряду с рождением наименований  новых явлений отмечается возрождение  наименований тех явлений, которые  возвращаются из прошлого, запрещенных  или отвергнутых в эпоху тоталитаризма» (Русский язык конца XX столетия. М., 1996).

      Свобода и раскрепощенность речевого поведения  влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности (вместо одной допустимой формы языковой единицы оказываются допустимыми  разные варианты). 
 
 
 

  1. Речь, её особенности
 

      Если  язык - это система знаков и символов, то речь - это процесс пользования  языком. Речь является реализацией  языка, который и обнаруживает себя только через речь.

      В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание - внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

      Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется  в пространстве. Вспомним о способности  некоторых ораторов, например, кубинского лидера Ф. Кастро или советского Президента М. Горбачева, говорить часами. Собрание сочинений многих писателей насчитывает десятки томов.

      Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к  объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее  консервативна, более динамична, подвижна. Так, с объявлением гласности и свободы слова в нашей стране заметно изменилась манера изложения информации, особенно о политических лидерах, общественных процессах. Если раньше сообщения выдерживались строго в официальном стиле, то сейчас без легкой иронии об этих процессах и лидерах редко кто пишет.

      В-третьих, речь как последовательность вовлеченных  в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и  ситуацией, вариативна, может быть спонтанна  и неупорядочена. С примерами  такой речи мы сталкиваемся часто  в быту и на производстве.

      Речь, с одной стороны, используя уже  известные языковые средства, принципиально  зависит от языка. В то же время  ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень  громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. Особый интерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке. Для исследования и обогащения русского языка в языковедении выделяют и развивают направления: «Стилистика русского языка» и «Культура речи». 

  1. Характеристика понятия «Культура речи»
 

      С литературным языком тесно связано  понятие культуры речи. Умение четко  и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой  речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

      Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Что такое культура речи?
 

      Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

      Культура  речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и  этический.

      Культура  речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

      Однако  культура речи не может быть сведена  к перечню запретов и определений  «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму.

      Культура  речи вырабатывает навыки отбора и  употребления языковых средств в  процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной (цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи. Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г. О. Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества».

      Коммуникативная целесообразность считается одной  из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и  учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

      В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка  должны владеть функциональными  разновидностями языка, а также  ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно  влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

      Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения  в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой  этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.).

      На  использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Информация о работе Точность речи