Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:14, контрольная работа
Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и к русской речи.
Введение
1.Современная речевая ситуация……………………….………………..…3
2. Речь, её особенности…………………………...........................................5
3. Характеристика понятия «Культура речи»...........…………………...........6
4.Что такое культура речи?...............................................................................7
5.Точность словоупотребления………..…...................................................…9
6.Слова-паронимы и точность речи……………………………………….11
7.Точность словоизменения и формообразования……………………….14
8.Синтаксические конструкции речи....………………………….…….......16
Заключение
Литература
Точность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.
Возможность по-разному объединить слова в словосочетания порождает двусмысленность: Учителю приходилось многое объяснять (объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял?).
Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: 1. Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. 2. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия. Пример подобной путаницы — Солнце закрыло облако.
Конечно,
такие предложения можно
Смысловая неясность возникает иногда и в сочетаниях типа письмо матери (написанное ею или адресованное ей), критика Белинского, портреты Репина и т. п.
Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными типа: Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски (на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?). В этих случаях придаточные предложения рекомендуется заменять причастными оборотами: Присланные к рассказам иллюстрации. Или: Иллюстрации к присланным рассказам.
Заключение
Точность
речи — это максимальное соответствие
ее тому содержанию и той форме, которые
были запланированы говорящим. Это умение
представить предмет, действие и признак
без двусмысленности и возможности двоякого
толкования. Искусство говорить точно
означает, что высказывание достаточно
полное и эквивалентное предмету, а главное
— дает говорящему возможность оказаться
правильно понятым.
Литература: