Творчество Б.Л. Васильева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:47, доклад

Описание

По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995).

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 27.23 Кб (Скачать документ)

История русской  интеллигенции, переплетенная с  историей России, нашла свое художественное воплощение в романе «Были и небыли» («Новый мир», 1977, № 8–9; 1978, № 3–4; 1980, № 9–10), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), а именно об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его  замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской  интеллигенции, пытается определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова. Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых  происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда» (М., 1998), «Были и небыли», «Утоли моя  печали» (М., 1997); «И был вечер, и было утро» («Октябрь», 1987, № 3), «Дом, который  построил Дед» («Октябрь», 1991, № 7–8; 1993, № 1–2), «Вам привет от бабы Леры» («Нева», 1988, № 12). В них Васильев представляет читателям героическую, возвышенную  и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения, пытаясь, с  одной стороны, определить ту глубинную  духовно-нравственную константу, что  давала ей силы и способность в  любых ситуациях оставаться самой  собой, с другой – осознать меру ее исторической и моральной ответственности. Она в конце концов встала на сторону  насилия, разрушила многовековую монархию и привела к власти левоэкстремистские силы. Она и сама подверглась жесточайшим  репрессиям, но благодаря тому, что  ее традиции не были полностью уничтожены,сумела неформально возглавить народ во время Отечественной войны, что  и привело к победе. 

«Я прожил достаточно длинную жизнь, – пишет Борис  Васильев, – чтобы внутренне ощутить, а не просто логически осмыслить  все три этапа, три поколения  русской интеллигенции от ее зарождения до гибели через ступени конфронтации, унижения, физического уничтожения, мучительного конформизма уцелевших  до возрождения веры в гражданские  права и горького понимания, что  интеллигенция так и осталась невостребованной. ...Ведь необходимость  и сила русской интеллигенции  была в ее понимании своего гражданского долга перед родиной, а не просто в исполнении тех служебных функций, которые столь характерны для  западных интеллектуалов и которые  силой насаждала советская власть. Русская интеллигенция была востребована историей для святой цели: выявить  личность в каждом человеке, восславить ее, укрепить нравственно, вооружить  не раболепием православия, а мужеством  индивидуальности. ...Русский народ не может существовать без собственной интеллигенции в исторически сложившемся ее понимании не в силу некой богоизбранности, а потому лишь, что без нее он утрачивает смысл собственного существования, вследствие чего никак не в силах повзрослеть» («Век необычайный», «Кольцо А», 2002, № 20). 

Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья». М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству («Ольга –  королева русов». М., 2002). 

К сложным реалиям  дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпри-нимательства и криминалитета, на пугающем падении  культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани  в душах людей, обращена повесть  «Глухомань» (М., 2001). 

Борису Васильеву  принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни. Это обеспокоенность утратой  обществом исторической памяти и  размыванием нравственно культурного  пласта, накопленного Россией за многовековой период ее существования, и как следствие  – исчезновением мыслящего слоя общества и менталитета народа. Обращаясь  к истории, он утверждает: «Да, историю  – не в записи, разумеется, – исправить  невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия  деяний прошлого, если эти деяния сказываются  в дне сегодняшнем» («Кольцо А», 2002, № 20). 

Писатель постоянно  напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему  выживания русского народа, с горечью  признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в  особенности сталинские репрессии  практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали  воспринимать нас как свою составную  культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...» (там же). 

Размышляя о природе  патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие  затрепано, замусолено и затаскано  бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими  вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и  решительно не чем иным?» (там же). 

Так же бескомпромиссно  он размышляет о сложившемся, часто  уничижительном отношении власти к  народу, взаимосвязи территории и  уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве. 

Васильев настойчиво, шаг за шагом, по крупицам изучает  историю, чтобы понять причины, приведшие  к бесправному государству, в  котором мы живем и которое  терпим ради иллюзорных идей, подбрасываемых нашими вождями, и приходит к следующему важному выводу: «Западная Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором  приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство византийского толка, приняла и  византийское право, в котором приоритетом  оказались не права личности, а  безусловное право деспота, государя, царя – то есть приоритет власти. На этом представлении о преимуществе государственных прав над правами  личности и существовала Россия вплоть до Судебной реформы Александра II. Однако реформы эти, обеспечившие самый  демократический суд в России, в дикие глубины страны, а тем  паче в глубины населяющих ее темных душ проникнуть не успели. Объявились большевики, решительно повернувшие  к византийскому пониманию приоритетного  права государства». В итоге общество формировалось «в пренебрежении  к презумпции невиновности, о которой  и не подозревает большинство  населения вообще. Именно на разности исходных принципов и основываются наши разногласия с Европой, как  только заходит разговор об ущемлении  прав человека» («Кольцо А», 2002, № 20–23)». 

О чем бы ни писал  Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и  таланта придают каждой строке широкое  общечеловеческое звучание, вызывая  у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность  причислить себя к его современникам. 

В конце 1980-х годов  Борис Васильев активно участвует  в общественно-политической жизни: он депутат I Съезда народных депутатов  СССР, член Комиссии съезда по расследованию  событий 1989 года в Тбилиси. В том  же году он выходит из КПСС, в которой  состоял с 1952 года. Однако довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель должен заниматься своим  прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается  общественно востребованным – становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека. 

Борис Васильев –  лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой  премии движения имени академика  А.Д. Сахарова «Апрель», международной  литературной премии «Москва–Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических  искусств «Ника» – «За Честь и  Достоинство». Член Союза писателей  Москвы и Союза кинематографистов  России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». 

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими  медалями. 

Книги Б. Васильева: «А зори здесь тихие (1969), «Иванов  катер», «Самый последний день» (1970), «Не стреляйте белых лебедей» (1973), «В списках не значился» (1974), «Были  и небыли» (1977–1980), «Встречный бой» (1979), «Кажется, со мной пойдут в разведку» (1980), «Летят мои кони» (1982), «Завтра была война» (1984), «Суд да дело» (1987), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «Капля за каплей», «Вещий Олег» (1996), «Князь Ярослав и его сыновья», «Утоли моя печали», «Дом, который построил дед» (1997), «Скобелев», «Глухомань» (2001), «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт», «Ольга – королева русов» (2002). 

Он также автор  многочисленных публицистических статей. 

По сценариям и  книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995). 

Живет и работает в Москве.

Информация о работе Творчество Б.Л. Васильева