Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:47, доклад
По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995).
История русской
интеллигенции, переплетенная с
историей России, нашла свое художественное
воплощение в романе «Были и небыли»
(«Новый мир», 1977, № 8–9; 1978, № 3–4; 1980, №
9–10), повествующем об истории рода
Алексеевых (в романе и в других
книгах – Олексиных), а именно об
участии двух прадедов автора в русско-турецкой
войне. Избрав жанр семейного романа,
наиболее полно отвечающего его
замыслам, Васильев отслеживает на
примере семьи зарождение русской
интеллигенции, пытается определить ее
сущность. Хроника событий в романе
многопланова. Со временем он объединил
6 произведений, действие в которых
происходит с пушкинских времен до
середины ХХ века: «Картежник и бретер,
игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда»
(М., 1998), «Были и небыли», «Утоли моя
печали» (М., 1997); «И был вечер, и было
утро» («Октябрь», 1987, № 3), «Дом, который
построил Дед» («Октябрь», 1991, № 7–8; 1993,
№ 1–2), «Вам привет от бабы Леры» («Нева»,
1988, № 12). В них Васильев представляет
читателям героическую, возвышенную
и трагическую судьбу интеллигенции,
ее деяния и заблуждения, пытаясь, с
одной стороны, определить ту глубинную
духовно-нравственную константу, что
давала ей силы и способность в
любых ситуациях оставаться самой
собой, с другой – осознать меру
ее исторической и моральной ответственности.
Она в конце концов встала на сторону
насилия, разрушила многовековую монархию
и привела к власти левоэкстремистские
силы. Она и сама подверглась жесточайшим
репрессиям, но благодаря тому, что
ее традиции не были полностью уничтожены,сумела
неформально возглавить народ во
время Отечественной войны, что
и привело к победе.
«Я прожил достаточно
длинную жизнь, – пишет Борис
Васильев, – чтобы внутренне ощутить,
а не просто логически осмыслить
все три этапа, три поколения
русской интеллигенции от ее зарождения
до гибели через ступени конфронтации,
унижения, физического уничтожения,
мучительного конформизма уцелевших
до возрождения веры в гражданские
права и горького понимания, что
интеллигенция так и осталась
невостребованной. ...Ведь необходимость
и сила русской интеллигенции
была в ее понимании своего гражданского
долга перед родиной, а не просто
в исполнении тех служебных функций,
которые столь характерны для
западных интеллектуалов и которые
силой насаждала советская
Исторические романы
Васильева содержат многие аналогии,
повествуя о яростной борьбе за власть
(«Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках
Смутного времени и его последствиях
(«Князь Ярослав и его сыновья».
М., 1997), о коварстве и жестокости
княжеской власти, о первых обращениях
русов к христианству («Ольга –
королева русов». М., 2002).
К сложным реалиям
дня сегодняшнего, замешанного на
острых конфликтах предпри-нимательства
и криминалитета, на пугающем падении
культуры, а вместе с нею и уровня
жизни, на скрытой и явной угрозе
разрастания нравственной глухомани
в душах людей, обращена повесть
«Глухомань» (М., 2001).
Борису Васильеву
принадлежит множество
Писатель постоянно
напоминает о необходимости установления
и поддержания приоритета культуры,
которую определяет как традиционную,
выработанную тысячелетиями систему
выживания русского народа, с горечью
признавая, что «революция и воспоследовавшая
за нею Гражданская война, а в
особенности сталинские репрессии
практически уничтожили культурную
мощь России. Цивилизованные страны перестали
воспринимать нас как свою составную
культурную часть: такова, увы, данность
сегодняшнего дня...» (там же).
Размышляя о природе
патриотизма, Васильев с болью говорит:
«Ныне это великое понятие
затрепано, замусолено и затаскано
бесстрастными, не обладающими хотя
бы крупицами харизмы
Так же бескомпромиссно
он размышляет о сложившемся, часто
уничижительном отношении власти к
народу, взаимосвязи территории и
уровня жизни в России, с тревогой
говорит об отсутствии гражданского
общества в нашем государстве.
Васильев настойчиво,
шаг за шагом, по крупицам изучает
историю, чтобы понять причины, приведшие
к бесправному государству, в
котором мы живем и которое
терпим ради иллюзорных идей, подбрасываемых
нашими вождями, и приходит к следующему
важному выводу: «Западная Европа
получила в наследство от Католической
церкви Римское право, в котором
приоритетом являлись права личности.
Древняя Русь, приняв христианство
византийского толка, приняла и
византийское право, в котором приоритетом
оказались не права личности, а
безусловное право деспота, государя,
царя – то есть приоритет власти.
На этом представлении о преимуществе
государственных прав над правами
личности и существовала Россия вплоть
до Судебной реформы Александра II. Однако
реформы эти, обеспечившие самый
демократический суд в России,
в дикие глубины страны, а тем
паче в глубины населяющих ее темных
душ проникнуть не успели. Объявились
большевики, решительно повернувшие
к византийскому пониманию
О чем бы ни писал
Борис Васильев, масштаб личности
писателя, уровень его мышления и
таланта придают каждой строке широкое
общечеловеческое звучание, вызывая
у читателей благодарный отклик
и чувство гордости за возможность
причислить себя к его современникам.
В конце 1980-х годов
Борис Васильев активно участвует
в общественно-политической жизни:
он депутат I Съезда народных депутатов
СССР, член Комиссии съезда по расследованию
событий 1989 года в Тбилиси. В том
же году он выходит из КПСС, в которой
состоял с 1952 года. Однако довольно
скоро оставляет политику, считая,
что писатель должен заниматься своим
прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается
общественно востребованным – становится
членом Комиссии при Президенте Российской
Федерации по правам человека.
Борис Васильев –
лауреат Государственной премии
СССР, премии Президента России, Независимой
премии движения имени академика
А.Д. Сахарова «Апрель», международной
литературной премии «Москва–Пенне»,
премии Союза писателей Москвы «Венец»,
Российской академии кинематографических
искусств «Ника» – «За Честь и
Достоинство». Член Союза писателей
Москвы и Союза кинематографистов
России, академик Российской академии
кинематографических искусств «Ника».
Награжден орденами
«За заслуги перед Отечеством»
II степени, Трудового Красного Знамени,
двумя орденами Дружбы народов, многими
медалями.
Книги Б. Васильева:
«А зори здесь тихие (1969), «Иванов
катер», «Самый последний день» (1970),
«Не стреляйте белых лебедей»
(1973), «В списках не значился» (1974), «Были
и небыли» (1977–1980), «Встречный бой»
(1979), «Кажется, со мной пойдут в разведку»
(1980), «Летят мои кони» (1982), «Завтра была
война» (1984), «Суд да дело» (1987), «Вам привет
от бабы Леры» (1988), «Капля за каплей», «Вещий
Олег» (1996), «Князь Ярослав и его сыновья»,
«Утоли моя печали», «Дом, который построил
дед» (1997), «Скобелев», «Глухомань» (2001),
«Картежник и бретер, игрок и дуэлянт»,
«Ольга – королева русов» (2002).
Он также автор
многочисленных публицистических статей.
По сценариям и
книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов:
«Очередной рейс» (1958), «Длинный день»
(1961), «След в океане» (1964), «Королевская
регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969),
«Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие»
(1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты,
шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985),
«По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987),
«Завтра была война» (1987) , «Вы чье,
старичье?» (1988), «Я – русский солдат»
(1995).
Живет и работает в Москве.