Творчество Николая Николаевича Ге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:07, реферат

Описание

Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека, стоящий в центре искусства Ге, призывал к переустройству жизни на началах справедливости: «Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание - все от людей».

Работа состоит из  1 файл

ге н.н. реферат.docx

— 377.72 Кб (Скачать документ)

Воспринимая творчество Ге сквозь призму собственных  воззрений на искусство, Т.Л. Толстая  высказывает и критические суждения о нем. По ее мнению, религиозная  символика картин Ге не всегда убедительна, а их формальная незавершенность  вредит впечатлению от них. Вместе с  тем автор мемуаров восхищен стихийной  мощью таланта старого мастера. "Он - один из редких художников, - пишет  она, - в произведениях которых  видно вдохновение. Форма иногда немного груба и не отделана, но это оттого, что он перестал хорошо видеть, а содержание в его вещах  всегда удивительно сильно и трогательно". И далее о своем восприятии его картин: "Когда он развесил свои эскизы углем... и рассказывал нам смысл их, то что-то мне подступило к горлу, - мне плакать хотелось от восторга..."

Портрет Н.Н. Ге в воспоминаниях Татьяны Львовны - один из самых ярких и достоверных  в литературе об этом художнике.

Влияние же Льва Толстого на Ге нельзя сводить к  моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного  самоусовершенствования. Оно сказалось  в углубленном психологизме портретов  художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они  воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности. Таковы портреты П.А. Костычева (1892), Е.И. Лихачевой (1892), Н.И. Петрункевич (1893).

Ге постоянно  советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите  простое, понятное и нужное людям  христианство”.

После работы над портретом Толстого, Ге написал  портреты практически всех членов семьи  великого писателя. И всё же портреты писал нехотя. Всё свободное время  Ге занимался сельским хозяйством, искусно складывал печки и  бесплатно помогал беднякам, а  вечерами читал им Евангелие, и воспитывал внучку Парасю от старшего сына (тот даже женился на крестьянке по совету Толстого)

Так называемый "Страстной цикл" (произведения 1884-1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных  средств. Ге создает цикл картин о  страданиях Христа, истолковывая их как  страдания чисто человеческие: «Христос и Никодим», «Выход с тайной вечери», «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие».

Выход с тайной вечери

«Картина "Что  есть истина?" была запрещена царской  цензурой, которая усмотрела в  ней "неуважение к личности Христа и нарушение его канонического  изображения", - пишет Т.Н. Горина. - Однако далеко не полностью была удовлетворена  ею и демократическая общественность, так как в те годы ряд художников уже давали прямое решение социальных вопросов на материале современной  действительности…»

"Что есть  истина?". Христос и Пилат Год  создания 1890 Материал Холст, масло.  Размер 233 x 171 Собрание Государственная Третьяковская галерея

Полным нарушением всех церковных канонов, страстным  протестом против человеческого  страдания были две последние  работы Ге - «Голгофа» и «Распятие»…  О своей картине «Распятие» он сказал: «Я заставлю их рыдать, а не умиляться, я сотрясу их все мозги  страданиями Христа». О ком говорит  здесь художник? Видимо, он имел в  виду публику равнодушную и враждебную. То, что мир рухнет в эту катастрофу расчеловечивания, что в XX веке наступят ужасы Первой мировой войны и революции, конечно, Ге знать не мог, но своим творчеством он буквально бил тревогу. В «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова мир гибнет от извержения вулкана, это рок, которому не может противостоять человек - песчинка, ничто в сравнении с природным катаклизмом. А у Ге мир гибнет, потому что попран нравственный закон, данный человечеству в Евангелии, потому что, несмотря на все века христианства, люди продолжают убивать друг друга, продолжаются смертные казни и линчевание негров в Америке...

Картины Ге не просто плохо принимались публикой, они запрещались Святейшим синодом  к показу, снимались с выставок на этапе предпоказов. Ге одним из первых русских художников разработал, нащупал стратегию квартирных выставок. Он показывал свои картины на квартирах, в мастерских знакомых, собирая небольшую аудиторию. Почему Святейший Синод накладывал запрет на показ картин художника? Да прежде всего, Синод не воспринимал его Христа! Было определенное представление о том, как нужно изображать Спасителя - совершенным Духом и телом. Кроме того, Святейший синод полагал, что художник во внимание берет исключительно человеческую ипостась Христа. Представители Синода не видели в Христе Ге ничего возвышенного и божественного, лишь страдание. Притом, традиция изображения Христа Страдающего существует в европейской живописи с давних времен. Ге знал эту традицию, опирался на нее. В письмах и беседах с художниками Ге упоминает работы, например, флорентийца Чимабуэ, который первым (XIII век) в своем «Распятии» изобразил Христа страдающим. То есть это еще традиция раннего итальянского Возрождения, воспринятая и развитая позднее немецким искусством в творчестве Дюрера, Гольбейна.

Николай Николаевич Ге скончался скоропостижно на своем  хуторе 1 июня 1894 года от апоплексического удара. Рядом с ним был его  старший сын.

«Я художник… - говорил он. - Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы  будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем  дорого, но что заслоняет пошлость жизни».

ге художник живописец творческий

2. «Голгофа»  - одна из основных работ евангельской  серии Н.Н. Ге

Николай Ге писал  Толстому об этой картине: «Да, эта картина  меня страшно измучила и, наконец, я  вчера нашел то окончательное, что  нужно, то есть ту форму, которая вполне живая… я нашел способ выразить Христа и двух разбойников вместе без крестов на Голгофе, только что  приведенных. Все три страдальца, всех громко и страшно поражает молитва  самого Христа. Одного разбойника бьет лихорадка, другой убит горем, что жизнь  своя погана… одним словом… три души живые на холсте. Я сам плачу, смотря на картину… радуюсь несказанно, что этот самый дорогой момент жизни Христа я увидел, я не придумал его; я сразу всей душой почувствовал и выразил».

В центре недописанной картины «Голгофа» -- Христос и два разбойника. Сын Божий в отчаянии закрыл глаза, откинул назад голову. Художник изображает не само распятие, а состояние Христа перед казнью. Тщедушный, маленький, изможденный пытками Христос закрывает лицо руками, содрогнувшись при виде торжествующей жестокости. Христос у Ге стал символом ужаса человека перед злом, царящим в мире. Слева от Него нераскаявшийся преступник со связанными руками, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа юный раскаявшийся разбойник, печально опустивший голову. Откуда-то слева в поле зрения вторгается чья-то властная рука, повелительным жестом подающая сигнал к началу казни. Иисус в предчувствии долгой мучительной смерти исступленно заламывает руки, поднимая лицо к небу, к Отцу: «Да будет воля Твоя…». Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими мазками написаны лиловая одежда Христа и темно-желтая -- раскаявшегося разбойника, синие тени на пустынной белой площадке Голгофы, лежащий у ног крест…

«Голгофа» осталась неоконченной. Публика увидела ее уже после смерти мастера. Новаторское  по форме произведение имеет глубокий нравственный смысл. Своим любимым  приемом противопоставления персонажей Ге предельно достоверно и лаконично  показал, как Сына Божьего, преданного ранее завистливыми первосвященниками  Пилату и перенесшего издевательства и поношения, отправляют на позорную казнь. Но Он прошел через эту страшную и несправедливую казнь, воскрес  и дал человечеству надежду на спасение. Это было искупление грехов всего людского рода через личную жертву.

В картине  «Голгофа» художник выступает предтечей  экспрессионизма, он непохож на того Ге, которого мы видим в начале его творческого пути. Он меняется, развивается. И если посмотреть на итальянские эскизы к «Тайной вечере», увидим «Голову апостола Иоанна», «Апостола Андрея», «Христос перед Анной», то поймем, что они очень экспрессивны. Он нащупывал этот путь, реализовывал в эскизах, чтобы позднее применить в больших работах. В письмах Ге, в его выступлениях перед учениками Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, перед учениками Московской школы живописи, ваяния и зодчества есть размышления «о живой форме». Это такая теория Ге. Он считал метод Александра Иванова, который всю жизнь искал «совершенную форму», ошибочным. Ге полагал, что нужно искать «живую форму», в которой живое содержание было бы слито с живой формой. «Голгофа», судя по всему, его наиболее удовлетворяла, потому что в одном из своих писем он говорит, что «нашел то, что искал, нашел ту форму, которая поистине живая». В поиске живой формы, которая только и способна выразить живое содержание, Ге оказался художником с богатым внутренним содержанием, художником, каких мало.

Видимо, по недоразумению  многие из его работ считают неоконченными. Для себя он считал свои работы оконченными  и завершенными. Вообще, тогда существовало понятие «законченная» и «незаконченная»  картина. Считалось невозможным  выставлять незаконченную картину, потому что это было оскорблением для публики. И именно в тех  случаях, когда Ге уже не был связан с общественным мнением, с этой его  структурой - публика, критика - когда  он совершенно переставал на кого-либо ориентироваться, тогда-то и возникали  такие вещи, как «Голгофа» и  «Распятие» из музея Орсе. Ге было трудно. Он шел путем первопроходца и намного опередил русское искусство, современное ему. Ге не только заканчивает XIX век, можно сказать, что он открывает новую страницу XX века.

Заключение

До конца  жизни талантливого художника Николая  Николаевича Ге не покидала надежда, что искусство поможет человечеству прозреть и хоть немного улучшить этот мир.

Константин  Бальмонт.

Одна есть в мире красота.

Не красота  богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые  громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире красота --

Любви, печали, отреченья,

И добровольного  мученья

За нас распятого  Христа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ге, Николай  Николаевич// Энциклопедический словарь  Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82т и 4 доп.) - СПб., 1890-1907

2. Арт-ассорти, http://art-assorty.ru/

3. Альбом художественных  произведений Н.Н. Ге, М.-СПб, 1903

4. Татьяна  Львовна Сухотина-Толстая «Воспоминания», глава «Николай Николаевич Ге», http://readr.ru/tatyana-tolstaya-vospominaniya.html

5. Биографии.  Истории жизни великих людей, http://www.tonnel.ru/

6. Издательство  РУССКАЯ ИДЕЯ, http://www.rusidea.org/

7. Государственная  Третьяковская галерея, http://www.tretyakovgallery.ru

8. Шедевры  Русской Живописи, http://www.tanais.info

9. Энциклопедия  живописи и графики, http://www.art-catalog.ru

10. Портал «Родон» Изучение и дальнейшая разработка идейного наследия Д.Л. Андреева, http://www.rodon.org/art

11. Русская  народная линия. Информационно  - аналитическая служба, http://ruskline.ru

12. Русские  художники, http://www.artsait.ru

13. Библиотека  по истории искусств www.bibliotekar.ru

14. Электронная  библиотека по истории, культуре  и искусству smallbay.ru

15. Энциклопедия  интересных статей, http://art.thelib.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОШ № 1

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Предмет: Мировая  художественная культура

Тема: «Творчество  Николая Николаевича Ге»

 

 

 

Исполнитель: ученик 11 а класса

Федотов Д.

 

 

 

 

 

 

Дмитров 2013г

 

Картина «Выход с  тайной вечери»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Картина «Распятие»

 

 

 

 

 

 

 

 

Незаконченная картина  «Голгофа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина «Что есть истина?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОШ № 1

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Предмет: Мировая  художественная культура

Тема: «Творчество  Николая Николаевича Ге»

 

 

 

Исполнитель: ученик 11 а класса

Федотов Д.

 

 

 

 

 

Дмитров 2013г


Информация о работе Творчество Николая Николаевича Ге