Вирджиния Вулф (1882 – 1941)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:23, реферат

Описание

Западная культура конца XIX и начала XX веков характеризуется доминированием такого направления как модернизм. Это время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и искусстве, возникновения различных направлений, течений. Эти изменения можно датировать началом XIX века, который совпадает с периодом становления буржуазии. Экономический подъем буржуазии сопровождался духовным переворотом, который в культурном аспекте получил наименование модернизма.

Содержание

Вступление

Глава I. Модернизм в Англии

Глава II. Группа Блумсбери

Глава III. Первый этап творчества Вирджинии Вулф (1915 – 1922 гг.)

Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии Вульф (cередина 20-х гг.)

Глава V. Третий этап творчества Вирджинии Вулф (1928 – 1941)

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.04 Кб (Скачать документ)

В самом начале книги солнце только что встало, море слито с небом. Романтическое  воспроизведение морского пейзажа  усиливается впечатлением присутствия  кого-то невидимого, держащего волшебную  лампу над горизонтом. Свет постепенно разливается по небу над морем, воображаемая камера скользит по берегу, отмечая  волны утреннего прибоя, и наконец  фиксирует детали сада и дома, бросающего тени, закрытого окна спальни. Пейзаж озвучен пением птиц, ставящим последний  штрих в картине. Тончайшие нюансы колорита волн, неба, сада, дома оттеняются новыми деталями пробуждающегося дня  — сверкающей росой, купающейся девушкой, резвящейся макрелью, рыбаками, выходящими в море на промысел. Динамика усиливается  интенсивностью наблюдений и сокращением  объема описания ландшафта. День разгорается  быстро, и стремительно меняется его  звуковое и цветовое оформление. Включается деятельность людей, во второй половине дня главное действующее лицо — не свет, а тени, удлиняющие и  усиливающие резкость перехода от света  к тени. В последнем пейзаже  превалирует слово “темнота”, которая  обретает все более интенсивный  черный цвет. Но эмоциональная окраска  романа тоже усиливается. Дерево —  символ вечности и неизменности, хранитель  памяти, противостоит героям, пережившим много радостей и огорчений, в  период старости обремененным воспоминаниями, ощущающим страшный холод одиночества. Приближение смерти, конца существования  передано в символическом образе Парсифаля. Последний монолог об одиночестве, глубоком разочаровании в жизни окрашен грустным ожиданием неминуемой смерти. Сознание отключается и видна только одна деталь некогда роскошно нарисованного морского пейзажа — “волны разбились о берег”.

Вирджиния Вулф высоко ценила чувство дружбы и часто бывала искренне увлечена своими подругами. С последней из них, Викторией Секвилл-Уэстт, она продружила двадцать лет, написала ей множество прекрасных проникновенных писем, посвятила замечательный роман-фантазию "Орландо" , действие которого происходит параллельно в трех веках, – это тонкий и поэтичный роман о любви и перевоплощении душ, фантасмагорическая биография, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков.

Роман “Годы” воспринимается в литературном контексте как своего рода параллель “Саге о Форсайтах” Голсуорси, хотя сама Вулф подчеркивала, что она отнюдь не стремится соревноваться с создателем “Саги”. В романе “Годы” рассказывается о жизни нескольких поколений семьи Парджитер, начиная с 1880 г. и до окончания первой мировой войны. Куда движется поток жизни? Куда несет он люден? Так что же дальше? Эти ключевые вопросы остаются без ответа. В романе “Годы” Вулф использует приемы, к которым она обращалась ранее: объединяет воедино “поток сознания” и элементы детализации, передает “мгновения бытия”, представляет один день в жизни героя как микрокосм мира, воспроизводит прошлое в мгновении настоящего, бросает взгляд на настоящее сквозь призму прошлого.

Последний роман  В. Вулф “Между актами” (1941) ограничен ее любимым периодом времени — это один день, преимущественно летний, июньский. Заголовок романа имеет двойной смысл. Жизнь каждого из четырех главных персонажей: Бартоломея Оливера, Люси Суизин, Айзы и Джайлза — реконструируется на фоне огромных исторических событий, представляемых на сцене любительского театра. Время Чосера, Елизаветинская эпоха, Век Разума, Викторианская эпоха и современная драма, заключенная в истории Англии и воспроизведенная на сцене таинственной мисс ля Троб, противопоставлены драме, разыгрываемой между актами в реальной жизни членов семьи. Старинное семейное поместье, где каждая комната жила своей жизнью, впитала память поколений, воплощает историю Англии, ее прошлое и настоящее. Одна из тем романа — реальная Англия и ее люди, старое и молодое поколения, ей противостоит тема истории, литературы, театра. Внешнее время сосредоточено в событиях одного дня, когда старые люди завтракают, разговаривают со своей невесткой Айзой, когда Айза произносит свой монолог перед зеркалом. Описывается приезд гостей на вечернее представление, окончание спектакля и отход ко сну. Внутреннее время выражено во второй теме и связано с историей каждого персонажа и с историей Англии. Чувство разочарования, смятения характерно для всех, хотя и по различным причинам. Старики с ностальгией вспоминают викторианскую Англию, процветание своего поместья и живут в мире воспоминаний, прочно укоренившихся в их сознании. Айза вся во власти захватившего ее чувства к человеку в сером, романтическому фермеру, оказавшему ей мелкие услуги. Настроение ностальгии по прошлому, презрение к настоящему составляют и подогревают внутренний конфликт, делают его невидимым романтическим театром.

Роман “Между актами”  наполнен символами, метафорами, аллегориями. Ваза, холодная, гладкая, стоящая в  “сердце дома”, в комнате, где  висят портреты предков, сохраняет  ощущение величия, тишины, образовавшейся пустоты. Переживание этого холодного  чужого присутствия прошлого Вулф передает многочисленными повторами слов “пустота”, “холод”. На протяжении всего  романа над местом действия сгущаются  сумерки, наступает темнота, в которой  как бы усиливается интенсивность  мысли и внутреннего драматического конфликта. В отличие от Пруста, который  благодаря ассоциациям возвращался  к объективной реальности, Вулф пренебрегает объективной действительностью  или эстетизирует ее. В конце романа четыре персонажа остаются в одиночестве в атмосфере сгущающейся тьмы. Но открытость конца у модернистов означает выход сознания за собственные пределы. “Затем поднялся занавес. Они заговорили” — таковы последние слова автора, произнесенные в финале.

Поскольку Вулф интересуют мириады впечатлений, мельчайшие частицы опыта, композиции ее романов  нуждаются в особом методе укрепления своей структуры. Музыкальная схема  построения, как и символические  образы, способствует организации внутренней драматической формы. Структура  романа “Между актами”, в отличие  от сонатной формы романа “К маяку”, например, представляет мелодию крупной  симфонической формы, с многочисленными  музыкальными партиями и паузами  — доминирует при этом тема утраты, невозвратимой потери, ожидания смерти и всеобщего конца, которая временно подавляется другой значительной темой, заключенной в спектакле ожившей  истории и сохранившейся цивилизации.

В августе 1940 г. написана статья Вулф “Мысли о мире во время воздушного налета” ("Тhoughts on Peace in an Air Raid"). Это было выступление политического характера. Вулф звала покончить с войнами, с гитлеризмом, с агрессией, со “стремлением властвовать и порабощать”.

Во время одного из налетов немецкой авиации на Лондон был разрушен дом Вулф. Погибла  ее библиотека. Напряжение первых военных  лет, незажившая рана, нанесенная ей гибелью  на полях сражений в Испании ее любимого племянника Джулиана Белла, отправившегося в составе интербригады на борьбу с силами фашизма, подорвали силы Вирджинии. Ее всегда слабое здоровье резко ухудшилось. Во многом это было связано и с неудовлетворенностью писательницы ее последними произведениями. Все это содействовало углублению нервной депрессии. В один из мартовских дней 1941 г. она ушла из своего загородного дома в Сассексе на прогулку и не вернулась. Ее тело было найдено в реке, куда она бросилась, наполнив карманы своего платья камнями.

Заключение 

Мы знакомимся с произведениями Вирджинии Вулф через шестьдесят с лишним лет после их создания. Отсрочка немалая, и она, в значительной степени, определяет особенности нашего сегодняшнего их восприятия. Вряд ли на исходе XX века они поразят читателя эстетической новизной, экспериментальным духом. После того как в наш литературный обиход вошла проза Фолкнера, Томаса Вулфа, Набокова, внутренний монолог Вирджинии Вулф, переходящий в “поток сознания”, изощренная игра со временем, неканоническое обращение с традиционной поэтикой — все ее находки, поражавшие современников, кажутся теперь естественными.

Экспериментальная проза Вирджинии Вулф — часть классического наследия литературы XX века. Писательница, столь много думавшая о традиции, сама сделала немало для создания традиции современного психологического письма. Творчески развив, преобразовав, осмыслив, видоизменив художественные заветы Лоренса Стерна, Джейн Остен, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, она дала писателям, шедшим за нею, целый арсенал приемов, а главное — угол видения, без которых невозможно представить изображение психологического и нравственного облика человека в зарубежной прозе XX столетия.  

 

Список  литературы

    1.      Ганиева Е. Вступительная статья // Вулф Вирджиния Избранное. – М.: Художественная литература, 1989 г. – стр. 3-22

    2.      Михальская Н.П. Вулф Вирджиния // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. – М.: Просвещение, 1997 г. – стр. 147-151

    3.      Зарубежная литература 20 века // под ред. Андреева Л.Г. – М.: Высшая школа, 1996 г. – стр. 293-307

    4.      История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. I: 1917-1945 гг. // под ред. Кутуковой Л.В. – М.: Издательство Московского Университета, 1969 г. – стр. 161-163

    5.      http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/woolf/#u

    6.      http://www.library.by/shpargalka/belarus/biography/001/bgr-003.htm

    7.      http://magazines.russ.ru/inostran/2002/12/br31.html#_ftnref3

    8.      http://polysphere.freenet.kg/no1/PSF1A14.htm  
     
     

Информация о работе Вирджиния Вулф (1882 – 1941)