Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:56, реферат
Любой исследователь творчества Гоголя неизбежно приходит к выводу о
значительной разнице между произведениями /условно говоря/ "начала" и
"конца" жизни. Современники Гоголя и многие советские критики видели
причину этой перемены в оторванности Гоголя последних лет жизни от России,
в прогрессирующем пагубном влиянии религии на ум и душевное состояние
писателя. До сих пор объективно неисследованным остается значение
христианства, религиозного мировоззрения на судьбу и творчество великого
мастера.
мундире" – в общем мелкая нечисть с мелкими пакостями, которую с легкостью
может одолеть твердый духом христианин.
Второй тип гоголевских демонических образов - это наводящие ужас
злобные представители ада, чаще дьявол в человеческом облике, которые
посягают на души людей, завладевают их разумом. Этот тип у Гоголя очень
многочисленен. Его представители: цыган из "Сорочинской ярмарки", "в
смуглых чертах которого было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе
высокомерное", Басаврюк из "Вечеров накануне Ивана Купала", который с
"бесовской усмешкой" играет чувствами людей, умело пользуясь их низменными
желаниями; это колдун из "Страшной мести", огромное количество жуткой
нечисти в "Вие" и, наконец, ростовщик в повести "Портрет", чья дьявольская
власть продолжает калечить судьбы людей и после его смерти. Этот образ
возникает у Гоголя и в "Выбранных местах из переписки с друзьями": "Диавол
выступил уже без маски в мир... непонятной тоской уже загорелась земля".
Существование этих двух типов у Гоголя объясняется Рассолимо в
зависимости от психологического состояния автора: "Гоголь в
гипоманиакальном состоянии - и весел его черт. Меняется душевное настроение
Гоголя - и в "Вие" уже не черт, а грозный дух Земли. Сам гениальный
писатель выстаивает на коленях целые дни, вымаливая прощение у грозного
Бога". [81,163]
У Гоголя силы Зла персонифицированы - это черт, ведьма, колдун, дьявол
в образе человека. Но нет ни одного персонифицированного представителя сил
Добра. Дьявольской силе противостоит лишь сила молитвы, благочестия,
обращения к Богу, канонические религиозные образы. Эта особенность
гоголевского творчества
позволила некоторым
том, что его фантастика - это фантастика злого.
С точки зрения психологии, данный факт можно объяснить тем, что
больной любит изображать религиозное. Очевидно, то темное, непонятное, что
с ним творится, его пугает и он интуитивно испытывает стремление укрепиться
в мистике. Изображение религиозных тем всегда наивно, исполнено робко,
почти по-детски. Христос - слабый, астеничный, часто инфантильный, с копьем
и с царской шапкой на голове. Или, Христос - нежный, бледный, с судорожно
сжатыми и изогнутыми руками, с огромным тяжелым крестом в руках. Кругом для
усиления эффекта, фигурирует церковная утварь, кресты, храмы. Вообще их
творчество подкупает своей скромностью, оттенком слабости. Ирреальный мир
ближе больному.
Единственный
божественный образ в
Иисус в повести «Портрет». Конечно же его нельзя назвать инфантильным или
астеничным, потому что это не взрослый Христос, но здесь описаны именно
нежные смиренные, кроткие лики святых фигур и пораженные божественным чудом
цари - вот те символы, привнесенные Гоголем в картину, которой предстояло
противостоять могущественному Злу, таким образом, и в этом произведении
дьявольское намного ближе к реальному, чем божественное, которое остается
лишь окутанной тайной аллегорией.
Подведем итоги нашего исследования прогрессирующего влияния
болезненной "ложной мистики" на психику гениального писателя и ее отражения
в его произведениях. Психологи делают выводы: пример гибели великого
Гоголя, страдавшего душевным расстройством - пример проявления пассивного
отношения к гению, результат трагической несостоятельности в
соприкосновении науки со сложным явлением гениальности. [81,402] Мы, в свою
очередь, можем добавить, что пример ошибочной оценки критикой последних
произведений Гоголя - это пример непонимания одного простого закона
психологии творчества, точно определенного еще Н.Бердяевым: "сознание
греховности, исключительная отдача себя этому сознанию и бесконечное
углубление в него приводят к подавленности и к ослаблению жизненной силы.
Переживание греховности может превратиться в бесконечное сгущение тьмы.
Переживание греховности, понятое как единственное и всеобъемлющее начало
духовной жизни, не может привести к творческому подъему и озарению", "
сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема,
иначе человек опускается вниз". [9,212]
Рассмотрим далее какое влияние оказала религия на судьбу М.Булгакова,
какой след оставила в его творчестве. Оговоримся сразу, что у Булгакова не
было той патологической связи с религиозным мировоззрением, которое мы
наблюдали у Гоголя. Но христианство так или иначе оказало значительное
влияние на становление мировоззрения писателя. Да и не могло не оказать –
Булгаков с детства получил глубокое религиозное образование. Его дед –
сельский священник, отец – выдающийся выпускник Орловской духовной
семинарии, окончил Киевскую духовную академию, имел степень магистра
богословия, затем доктора богословия. Афанасием Ивановичем были написаны
«Очерки истории методизма», исследование «Французское духовенство в конце
18в. (в период революции)»,
статья «Современное
Большой авторитет отца, глубокая к нему любовь позволяют предположить,
что именно от отца идет интерес М.Булгакова к истории вообще и к истории
христианства в частности. А исследования масонства отца можно сопоставить с
«масонским следом» в «Мастере и Маргарите», с развившимся интересом у
будущего писателя к демонологии и мистическому, с появлением у него образа
Воланда, одного из самых загадочных и обаятельных дьяволов в истории
мировой литературы. Опыт отца способствовал пробуждению у Булгакова жажды
духовного познания в сочетании с научным подходом к постижению истины. Как
подтверждение – высшая оценка в аттестате зрелости по закону Божьему (и это
при том, что высших оценок Булгаков удостоился только по двум предметам).
Но отношение
Булгакова к религиозным
несколько раз, причем радикальным образом. Булгаков колебался между верой и
неверием. В молодости он слишком поспешно «разобрался» с религией и
чересчур демонстративно проповедовал атеизм. Но последнее его произведение
– доказательство того, что писатель далеко не безвозвратно расстался с
клерикальными вопросами и совсем не однозначно решил для себя проблему
веры.
Б.Соколов также отмечал, что Булгаков всю свою жизнь несколько раз
менял свое отношение к религии, вере. Но исследователь не увидел
закономерности в этих переменах. Для нас они являются очевидными: первый
поворот в сторону неверия у Булгакова произошел в молодости, под влиянием
модных идей Ницше, для него это была форма самоутверждения, - порыв
юношеского максимализма, отрицания старых идей.
В 1913г. М.А.Булгакова
увлек атеизм Ницше. Он
Толстого-проповедника, с порога отвергал «непротивление злу насилием»,
называл учение это характерным словечком «юродивость». Будущий писатель
явно предпочитал «делание хотя бы зла во имя талантливости». Пример
демонстративного протеста Булгакова со слов Т.Н.Лаппа: «Мать Михаила велела
нам говеть перед свадьбой. У Булгаковых последняя неделя перед Пасхой
всегда был пост, а мы с Михаилом ходили в ресторан…» [69,37]
Потрясенный событиями революции, ощутив свою бессильность
противостоять этой всеуничтожающей мощи, Булгаков обращается к вере как к
последней надежде. 1923г. – свое писательское призвание Михаил Афанасьевич
теперь ощущал как предназначение свыше (к счастью это ощущение не достигло
уровня Гоголевской
смелым он не нужен, но таким, как я, жить с мыслью о нем легче. Нездоровье
мое осложненное, затяжное. Весь я разбит. Оно может помешать работать, вот
почему я боюсь его, вот почему я надеюсь на Бога». Булгаков также тяжело
переживал антирелигиозную кампанию начала 20-х гг. Она, очевидно, стала
одним из побудительных мотивов работы над романом о Христе и дьяволе.
«…Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Этому
преступлению нет цены» (1925г.).
Дальнейшие
жизненные неурядицы вновь
на Бога, и в 20-е гг. он пишет серию повестей, впоследствии объединенных в
сборник «Дьяволиада» (можно допустить, что веру в Бога у Булгакова
подорвала капитуляция церкви). Советские люди изгнали из своих душ Бога,
советской страной управляет могучая дьявольская сила – таков приговор
Булгакова, такой лейтмотив сборника.
Не исключено, что потрясения конца 20-х гг, Великий перелом, запрет
всех пьес отвратили Булгакова от Бога. В 1929г. он пишет повесть «Тайному
другу», где именно дьявол спасает героя от самоубийства.
В 30-е гг.
Булгаков начинает писать
настроение преобладает у писателя в этот период, каково его душевное и
физическое состояние?
К началу 30-х гг. у Булгакова уже очень основательно расшатана
нервная система, он ощущает себя слабым и нерешительным. 1936г. –
подавленное состояние, усилилась боязнь ходить по улицам одному, хотя
внешне он старается ее скрыть (его провожают в театр даже днем). В 1936-
1937гг. в «Записках покойника» у М.А.Булгакова вновь появляется сцена
самоубийства героя, и вновь спасителем выступает дьявол: «Я приложил дуло к
виску, неверным пальцем нашарил собачку. В это же время снизу послышались
очень знакомые мне звуки, сипло заиграл оркестр… «Батюшки! «Фауст»! –
подумал я. - …подожду выхода Мефистофеля. В последний раз. Больше никогда
не услышу»… Тут грохот… Дверь распахнулась, и я окоченел на полу от ужаса.
Это был он, без всяких сомнений… передо мною стоял Мефистофель». [3,544-
545]
1939г. – резь в глазах – признак начавшегося нефросклероза. Булгаков
предчувствует смерть: «покойником пахнет». Февраль 1940г. – писатель
окончательно ослеп. Болезнь писателя прогрессирует и как следствие –
появление образа Воланда в «Мастере и Маргарите» (не надеясь на Бога,
Булгаков обращается к Дьяволу).
В 1940-м, незадолго до смерти, писатель размышлял о «вечных вопросах»
в беседах со своим другом С.А.Ермолинским. Со слов последнего мы знаем, что
автор «Мастера и Маргариты» отвергает церковную веру, загробную жизнь и
мистику. Посмертное воздаяние заботит его лишь в виде непреходящей славы.
Булгаков, почти все произведения которого при жизни так и не были
опубликованы, боялся, что после смерти его может ждать забвение, что им
написанное так и не дойдет до людей.
Сомнения Булгакова приводят к тому, что в «Мастере и Маргарите»
писатель решает вопрос, волновавший его с юности: Бог ли Христос или только
человек? В романе проповедь Иешуа о добрых людях приводит Пилата сперва к
казни проповедника, а затем к убийству доносчика Иуды. У Булгакова Иешуа
принимают за безумца, а не носителя света жизни. Единственный убежденный
проповедью Иешуа в романе – это Левий Матвей, который бросил свою должность
сборщика податей и проклял деньги. Однако сам Булгаков фанатизму
единственного ученика Иешуа явно не сочувствует, а писательская
современность в романе – это Москва, где Бог умер (по Ницше).
Доказательством подобного булгаковского отношения может служить и факт
иерархического приравнивания Иешуа-Иисуса Воланду в романе: Булгаков
заставляет в финале Левия Матвея явиться посланцем от Иешуа к Воланду и
просить последнего наградить Мастера покоем. Хотя это равенство явно
формальное – с точки зрения художественной выразительности и силы образ
Иешуа бледнее образа Князя Тьмы, что прямо указывает на личные симпатии
писателя.
Булгаков, под влиянием Ницше качнувшийся к неверию, после революции
вновь вернувшийся к Богу, а в конце жизни опять отрицавший церковь,
старцев, очевидно, считал фанатиками и в возрождение, через их
подвижничество, христианского идеала не верил.
Таким образом, развитие дьявольской тематики в творчестве Булгакова от
собирательного в «Дьяволиаде» до персонифицированного образа повелителя сил
Зла в «Мастере и Маргарите» также подтверждает теорию Россолимо о прямой
связи психического состояния писателя с тенденцией обращения к демонической
тематике в своих произведениях (усиливается болезненное состояние
М.А.Булгакова – ярче, жизненнее становится образ Сатаны).
Информация о работе Влияние религии на формирование творческих индивидуальностей Гоголя и Булгакова