Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:56, реферат
Любой исследователь творчества Гоголя неизбежно приходит к выводу о
значительной разнице между произведениями /условно говоря/ "начала" и
"конца" жизни. Современники Гоголя и многие советские критики видели
причину этой перемены в оторванности Гоголя последних лет жизни от России,
в прогрессирующем пагубном влиянии религии на ум и душевное состояние
писателя. До сих пор объективно неисследованным остается значение
христианства, религиозного мировоззрения на судьбу и творчество великого
мастера.
Верил ли писатель, и если верил, то во что? Вопрос этот во многом
остается открытым и сегодня. В 1967г. Е.С.Булгакова так отвечала на него:
«Верил ли он? Верил но, конечно, не по-церковному, а по-своему. Во всяком
случае, в последнее время, когда болел, верил – за это я могу поручиться».
Булгаков, возможно, верил в Судьбу или Рок, но христианином уже явно не
был. Об этом свидетельствует и изложенная в последнем булгаковском романе
история Иешуа и Пилата, весьма далекая от канонических Евангелий, а сам Га-
Ноцри наделен только человеческими, а не божественными чертами (даже
чудесное исцеление Пилата находит свое рациональное объяснение).
И как точно заметил Н.К.Гаврюшин: «Совершенно правомерно сравнение
художественных приемов… Булгакова и Гоголя…, но считать писателя
продолжателем той же духовной традиции, к которой принадлежал… автор
«Рассуждений о Божественной Литургии» (т.е. Н.В.Гоголь), можно только по
недоразумению… Основательно увязнув в сетях гностических построений,
обессилев от литературной травли и тягот быта, Мастер вполне готов был
подать руку Сатане – и увидеть в нем Спасителя». [26,34] И этот момент –как раз то, что отличает двух писателей.
Информация о работе Влияние религии на формирование творческих индивидуальностей Гоголя и Булгакова