Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат

Описание

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ .

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа……………………………………………….5
2. Дидактические взгляды Толстого…………………………………7
3. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения……………………10
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Реферат яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.docx

— 29.02 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа……………………………………………….5
  2. Дидактические взгляды Толстого…………………………………7
  3. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения……………………10

     Заключение……………………………………………………………….12

     Список  использованных источников…………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Педагогическая  деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более  активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал  ее с перерывами до конца своей  жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации  в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ .

     В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача - открытие школ для крестьян , подбор учителей для них , составление курса  преподавания и помощь учителям в  их работе .

     Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой  резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой  подверг и современную ему  школу , в которой учат тому что  не нужно народу.

     Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном  и плодотворном творчестве детей  при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы , которую Л.Н.Толстой  освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна» , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для подражания .

     Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в  школе был произведен обыск. Это  событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность . 

     В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым «Азбука» , в 1875 году , вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

     В своей статье 1874 года, «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян. 

     В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской  школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии. В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект . 

     Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.

     Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил свою «толстовскую религию» - признание, что человек носит бога в «самом себе» , всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им «очищенного христианства». Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего религиозно-нравственного учения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория  «свободного воспитания». Развитие детской  активности и творчества. Яснополянская школа
 

     Дав острую критику современной школы, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился  построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей. 

     В своих педагогических исканиях в  начале 60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над  личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть передачей взрослыми  знаний детям. Но в Яснополянской  школе он не только обучал детей  чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в школах того времени, -против муштры и угнетения , против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: << Критериум педагогики --только один --свобода>>. 

     В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родиться на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе.… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

     В этих словах - идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории «свободного воспитания».

     Но  в тоже время в них звучит горячий  протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям. 

     Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют  его литературные произведения, вся  его педагогическая деятельность. 

     Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко  чувствовать. Он беззаветно увлекался  педагогической работой, непрерывно искал  и требовал, чтобы каждая школа  была своего рода педагогической лабораторией.

     Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская  школа, открытая Толстым. В этой школе  занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

     Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

     Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем- нибудь интересном , так увлечемся , что проговорим до вечера». Домашних заданий не было . Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

     Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.

     Крупными  недостатками Яснополянской школы  были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного  распорядка, приучающего детей к  чувству долга, к организованности и дисциплине. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дидактические взгляды Толстого
 

     Вопрос  о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон божий.

     Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой  считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.

     Когда Толстой рекомендовал открывать  небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется  уже не детский интерес, а взгляды  патриархального крестьянства, которые  ошибочно принимаются им за потребности  всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить  счету, и закону божьему.

     Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой  признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии>>, Толстой называл пустячным делом.

     В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что  недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних окажутся и противоречия и неясности… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». 

     Выдвинув  в противоположность своим прежним  взглядам совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным  содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.

     Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения  учеников к тому или другому методу.»Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», - писал Толстой. 

     Он  указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как  нет такого метода, который бы обладал  универсальными свойствами. Надо применять  разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей  учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

     Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой  особое место отводил живому слову  учителя, и сам владел этим методом  в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.

     Предавая  большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы. В  полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного класного сочинения.

     Надо  вести преподавание так, чтобы все  учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к  «Азбуке» он перичисляет условия , при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать ни каких усилий; если урок слишком легок, будет тоже самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении». 

Информация о работе Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого