Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:13, реферат
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ .
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа……………………………………………….5
2. Дидактические взгляды Толстого…………………………………7
3. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения……………………10
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованных источников…………………………………..13
Ученики
должны усваивать знания сознательно;
правила, определения должны сообщаться
ученикам как выводы из достаточно
усвоенного ими фактического материала.
Предавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности,
Толстой
широко практиковал в Яснополянской
школе экскурсии и опыты, пользовался
таблицами и картинками, отдавая
должное принципу наглядности. Вместе
с тем он справедливо едко высмеивал
те извращения принципа наглядности, которые
рекомендовались немецкими
Толстой относился критически к звуковым методам обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.
Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.
По
предложению Толстого Московским комитетом
грамотности была даже организованна
экспериментальная проверка результатов
обучения грамоте звуковым методом
и методом Толстого в двух школах
с одинаковым возрастным составом учащихся.
Обучение продолжалось семь недель, после
чего была назначена экспертиза, не
давшая, однако, определенного результата:
степень грамотности в обоих
классах оказалась примерно одинаковой.
В
своих дидактических
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге, Толстой составил «Азбуку» , изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.
Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.
Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги – «верх совершенства, как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и при том картинность чисто русская, народная, наша собственная!».
Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах для чтения в начальной школе.
Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого.
В
разностороннем педагогическом творчестве
Толстого было много положительных
сторон, обогативших русскую
Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
Л.Н.Толстой
вошел в историю русской
Заключение
Л.
Н. Толстой по-новому взглянул на мир
ребенка. Раскрепощенность видения
Толстого создавало условие для
свободы творчества и защищало его
от схематизма и однозначности. Лев
Николаевич показал, что взгляд взрослых
на ребенка должен быть подлинно гуманистическим,
то есть содержать в своей основе
любовь как способ мировосприятия и
мироотношения. Это наше большое
счастье, счастье всего человечества,
что Толстой обратился к
Задача школы, семьи, общества
- развивать в человеке
Согласно концепции Л. Н.
Осмысленный выбор своего
Сегодня школа, отражая
Л. Н. Толстой ведет нас
Список
использованных источников:
Информация о работе Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого