Жанр автобиографической повести в русской литературе второй половины XIX - начала XX веков ( Л.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:56, контрольная работа

Описание

Потребность в детской литературе, служащей как воспитательным, так и педагогико-нравственным целям, была осмыслена довольно давно. Ещё русский просветитель XVIII века Н.И.Новиков в своем трактате «О воспита- нии и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеоб- щего благополучия» теоретически обосновывал основные задачи детской литературы. По его мнению, детские книги должны обучать «чувствовать справедливо», «упражнять» детей «в употреблении чувств», развивать «разум и сердце», а также соответствовать требованиям «образования разума» и «обогащения познания», одновременно являясь занимательными и «приятными», чтобы юные читатели «полюбили свою пользу».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. О детской литературе второй половины XIX - начала ХХ веков……4
Глава 2. О жанре автобиографической повести……………………………….10
Глава 3. Повесть «Детство» Л. Н. Толстого………………………
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КОНТРА ПО ДЕТ.ЛИТ-РЕ.doc

— 355.39 Кб (Скачать документ)

(самолюбие, тщеславие, жестокость).

        Тема первой повести толстовской трилогии -- изображение детства -- обусловило и особенности пространственно-временной организации текста. Пространство детского мира Николеньки Иртеньева первоначально совпадает с миром родной усадьбы, имеющей чёткую границу: за темным лесом начинается чужое пространство. В этом узко очерченном кругу все является знакомым и родным для мальчика. Переезд в Москву расширяет пространственную характеристику повести. Здесь Николенька Иртеньев наблюдает новую жизнь и новых людей, что обогащает его представления о мире. Художественное время повести также соответствует возрастным характеристикам героя. Изображенные события захватывают немногим более шести месяцев, детальное же внимание повествователя сфокусировано всего на трёх днях.

        Между тем у читателя создается иллюзия непрерывности и длительности изображенной жизни, словно автор охватил значительный её этап. Объясняется это, с одной стороны, точно уловленными особенностями детской психологии, с другой -- типичностью, как бы обыденностью описанных ситуаций.

        Диалектически сложный образ детства в первой повести Толстого во многом создается благодаря введению в повествование двойной точки зрения: точки зрения маленького героя и взрослого повествователя. Такой подход к описанию событий позволил писателю, с одной стороны, изобразить ребёнка, раскрыть его внутренние переживания, и, таким образом, приблизить к читателю именно героя-ребёнка, а с другой стороны, изучить психологию ребёнка, проникая в его чувства, мысли, переживания. В результате Толстой, впервые обратившись к «диалектике души», не только описывает детство, но и анализирует его.

        Известен особенный взгляд Толстого на детство как светлую и чистую пору человеческой жизни, которая со временем исчезает: ребёнок, взрослея, теряет свою нравственную высоту. Такой подход мотивирует появление лирических отступлений, освещенных неподдельным ностальгическим чувством автора.

        Все отмеченные особенности позволяют констатировать, что Толстой блестяще воплотил в своем первом произведении уникальный по силе реалистического воплощения образ детства, дал глубокую и психологически достоверную картину этого периода человеческой жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                    Заключение 

        Судьбы детской литературы прочно связаны с историей большой литературы. Связи эти сложны: в чём-то отставая от «взрослой», детская литература не плетётся в хвосте у неё, а идёт своими путями, делая собственные открытия и опережаю порою «взрослую» литературу. В развитии детской литературы есть своя внутренняя логика. Но в полной мере закономерности развития детской литературы появляются лишь в            общем историко-литературном контексте.

        Некоторая затруднённость в восприятии детьми автобиографической детской литературы состоит в том, что взрослому человеку, писателю кажется бесконечно дорогим и богатым мир его внутренней жизни -- "диалектика души",как характеризует путь души героя Н. Г. Чернышевский. А это представляет определённую трудность для ребёнка. Он прекрасно воспринимает динамичный сюжет, быструю смену картин и настроения; но погружение в душевное состояние -- прерогатива взрослого человека, способного к рефлексии и даже находящего в этом наслаждение. Так что даже лучшие автобиографические произведения следует преподносить детям дозированно.

 

Список литературы 

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. - М.: Дет. лит., 1986.                         2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.                                                                                       3. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М.,1948.

4. Белинский В.Г. Полн.собр.соч. : В 13 т. - М., 1953-1959.

5. Засодимский   П.В. Значение фантастического элемента в детской литературе // Педагогический листок. 1880. № 1.                                                   6. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения

общеполезных знаний и всеобщего благополучия // Новиков Н.И. Изб. педагогич. соч., М., 1959.

7. Толль Ф.Г. Наша детская литература: Опыт библиографии современной

отечественной детской литературы. СПб., 1862.

8. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.- М.: Дет. лит.,1989.                              9. Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч. в 8 т. - М., 1947.

10. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12.

Информация о работе Жанр автобиографической повести в русской литературе второй половины XIX - начала XX веков ( Л.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский )