Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:05, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть женские образы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
Задачи:
1.Изложить биографию Шарлотты Бронте.
2.Исследовать влияние биографии Шарлотты Бронте на сюжет романа «Джейн Эйр».
3.Исследовать женские образы в романе «Джейн Эйр», их связи в романе и их влияние на становление Джейн Эйр и ее судьбу.
Введение 3
Глава 1. Шарлотта Бронте – писатель XIX века 5
Глава 2. Влияние биографии Шарлотты Бронте на сюжет романа 8
Глава 3. Женские образы в романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр» 10
3.1. Образ Джейн Эйр 11
3.2. Образ Миссис Рид 14
3.3. Образы Элизы и Джорджианы Рид…………..……………………..……15
3.4. Образ Элен Бернс 17
3.5. Образ Мисс Темпл 18
3.6. Образ Миссис Феарфакс…………………………………………………..19
3.7. Образ Бланш Ингрэм 20
3.8. Образ Берты Мейсон……………………………………………………....21
Заключение ....23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 3
Глава 1. Шарлотта Бронте – писатель XIX века 5
Глава 2. Влияние биографии Шарлотты Бронте на сюжет романа 8
Глава 3. Женские образы в романе Шарлоты Бронте «Джейн Эйр» 10
3.1. Образ Джейн Эйр 11
3.2. Образ Миссис Рид 14
3.3. Образы Элизы и Джорджианы Рид…………..……………………..……15
3.4. Образ Элен Бернс 17
3.5. Образ Мисс Темпл 18
3.6. Образ Миссис Феарфакс…………………………………………………..
3.7. Образ Бланш Ингрэм 20
3.8. Образ Берты Мейсон……………………………………………………....
Заключение ....23
Список использованной литературы 25
В истории развития английской литературы большую роль сыграл реалистический социальный роман ХІХ века. К писателям-реалистам этого периода относятся, в первую очередь, Диккенс, Гаскелл, Элиот, Мередит и сестры Бронте. Среди последних, особый след в литературе оставило творчество Шарлотты Бронте и, в частности, ее роман «Джен Эйр».
Если
говорить о жанре «Джейн Эйр», то
в ней сочетаются черты автобиографического
и социально-психологического романа.
Сочетаются здесь и реалистический
и романтический принципы письма.
Все связанное в романе с изображением
рождения и развития чувства Джейн
к Рочестеру, а так же крушение
надежд на осуществление союза героини
с любимым, обладает большим эмоциональным
потенциалом и выполнено
В любом
авторе читатель ценит, прежде всего, своеобразие
его поэтического голоса, которое
принято называть творческой индивидуальностью.
Личность писателя его восприятие мира
и отношение к
Творческая
индивидуальность определяется особенностями
таланта писателя, его мировоззрением,
принципами художественного отражения
жизни и проявляется в
Одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода.
В этом отношении интересным является творчество Шарлотты Бронте, художественный метод которой содержит психологический портрет героев.
Книга несет
в себе глубокие переживания и
разнообразные жизненные
Цель работы: рассмотреть женские образы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
Задачи:
1.Изложить биографию Шарлотты Бронте.
2.Исследовать влияние биографии Шарлотты Бронте на сюжет романа «Джейн Эйр».
3.Исследовать женские образы в романе «Джейн Эйр», их связи в романе и их влияние на становление Джейн Эйр и ее судьбу.
Объект исследования: роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
Предмет исследования: женские образы в романе.
Материал для исследования: произведение «Джейн Эйр» ( англ. “Jane Eyre” ) английская и русская версия.
Шарлотта родилась 21 апреля 1816 года в Западном Йоркшире и была третьим ребёнком в семье ирландского священнослужителя англиканской церкви Патрика Бронте и его жены Марии. В 1820 семья переехала в Хауорт, где Патрик был назначен на должность викария. Госпожа Бронте скончалась от рака 15 сентября 1821 года.
В августе 1824 года, Шарлотта с сестрами Эмили, Марией и Элизабет были отправлены в Женскую духовную школу, в Кован-Бридж (которая была яркими красками описана Шарлоттой в романе «Джейн Эйр»). Плохие условия школы подорвали и без того слабое здоровье Шарлотты и ускорили смерть двух её старших сестёр Марии и Элизабет.
Шарлотта продолжила свое образование
в Роу Хэд, Mирфилд (1831-1832)
В январе 1843, Шарлотта вернулась в Брюссель, чтобы стать учителем в школе-интернате. Однако теперь время ее пребывания в школе не было счастливым. Наконец в январе 1844 года она возвращается в Хауорт, и впоследствии использует полученный в интернате опыт для написания романов «Учитель» и «Виллетт».
В мае 1846 года Шарлотта, Эмили и Энн опубликовали совместный поэтический сборник под псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл. Несмотря на то, что было продано только два экземпляра сборника, сестры продолжали писать и печататься и принялись за написание своих первых романов. Свои первые два романа Шарлотта опубликовала под псевдонимом Каррер Белл. Критики считали романы Шарлотты произведениями низкого сорта. Они много спекулировали относительно личности и пола Каррер Белл.
Брат Шарлотты и единственный сын
в семье Брэнвелл скончался в
сентябре 1848 года от хронического бронхита и маразм
Теперь Шарлотта и ее отец остались одни. Ввиду огромного успеха «Джен Эйр» Шарлоттин издатель случайно убедил ее приехать вЛондон, где она раскрыла свое настоящее лицо и начала вращаться в более высоком социальном кругу.
В июне 1854 года Шарлотта вышла замуж
за Артура Белла Николлса, викария
ее отца, и вскоре забеременела. Тогда
ее здоровье резко пошатнулось, и, по
словам ее раннего биографа Э. Гаскелл,
она ощущала «постоянные
Посмертная биография Шарлотты Бронте, написанная Э. Гаскелл, - «Жизнь Шарлотты Бронте» - была опубликована первой среди многочисленных биографий писательницы.
Выяснилось, что Шарлотта написала 20 рукописных страниц своей последней книги, однако умерла, так и не закончив произведения. Клэр Бойлен закончила книгу в 2007 году, назвав ее «Эмма Браун: Роман из незавершенной рукописи Шарлотты Бронте».(1,2)
Исходя из представленной выше биографии Шарлотты Бронте и текста романа «Джейн Эйр», между автором и главной героиней романа можно провести вполне четкую параллель.
В первую очередь внешний вид Шарлотты Бронте если не повторял, то был очень близок к наружности Джейн Эйр. Уильям Теккерей при встрече с Шарлоттой Бронте увидел: «…маленькое, дрожащее создание, маленькую руку, большие честные глаза. Она произвела на меня впечатление человека очень чистого, благородного, возвышенного.» (7,стр.10) Теккерей видел Шарлотту Бронте такой же, какой Эдвард Рочестер видел Джейн Эйр со слов маленькой Адель: «…et si elle n’était pas une petite personne, assez mince et un peu pâle....»[…это такая маленькая особа, худенькая и бледненькая…»] (5,6)
Посмотрев в зеркало, маленькая Джейн Эйр увидела: «…the strange little figure there gazing at me, with a white face and arms specking the gloom, and glittering eyes of fear moving where all else was still, had the effect of a real spirit»(5); практически, она увидела в нем Шарлотту Бронте, которая всю жизнь была миниатюрная, бледная и со слабым здоровьем.
Будучи в Брюсселе, Шарлота Бронте преподавала в пансионе супругов Эже. Преподаватель Мсье Эже был «умный, властный, вспыльчивый и требовательный человек» (7,стр.8), как и Эдвард Фэйрфакс Рочестер. Мистер Эже и Шарлотта Бронте, не избалованная в своей жизни мужским вниманием, а уж тем более вниманием такого умного и неординарного человека, проводили долгое время в прогулках и разговорах, Шарлотта Бронте испытывала очень теплые чувства к нему. Но Мистер Эже был женат и после того, как Мадам Эже узнала о его невинных встречах и разговорах с Шарлоттой, она устроила ему скандал и потребовала прекращения их встреч и отъезда ее соперницы. Шарлотта Бронте вынуждена была уехать, но «свои переживания, переосмыслив и развив, воплотила [Ш.Б.] в историю отношений» (7,стр.9) Мистера Рочестера и Джейн Эйр. Мистер Рочестер предстал перед читателями «прикованный навек к неуравновешенному и злому существу» (7,стр.9) Берте Мэзон, прототипом которой послужила скандальная жена Мсье Эже, лишившая Шарлотту Бронте столь приятного ей собеседника и мужчины.
В жизни Шарлотты Бронте был молодой священник Генри Насси, брат ее близкой подруги, который предложил ей руку и сердце, но, как и героиня романа «Джейн Эйр» отказала миссионеру Сент-Джону потому, что не любила его, создательница романа отказала мужчине, которого не любила.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что личность писательницы, окружающие ее люди и эпоха, в большей степени повлияли на образы главных героев и сюжет романа; он может выступать как автобиографичный роман Шарлотты Бронте.
В романе очень много женских образов и каждый из них тем или иным образом повлиял на судьбу Джейн Эйр или на развитие ее характера, но главными женскими образами мной были выбраны: Джейн Эйр, Миссис Рид, Элен Бернс, Мисс Темпл, Бланш Ингрэм и Берта Мейсон. Подобный выбор аргументирован их наибольшей значимостью в развитии сюжета романа.
Шарлотту Бронте с полной уверенностью можно считать прототипом Джейн Эйр: обе обладают слабым здоровьем, сильным характером и волей, обостренным чувством справедливости и нелегкой судьбой.
Джейн Эйр обладает поистине необычным характером: не смотря на то, что она с детства жила под гнетом своей тёти и ее детей, это не сломало ее, не притупило живой интерес к жизни, не озлобило и не лишило воли, но сделало ее сильнее. Не в силу нрава, а в силу обстоятельств Джейн росла замкнутым и самодостаточным ребенком.
Джейн, как
неоднократно подчеркивается в книге,
была некрасива, что придает ей своеобразный
шарм. Это же возможно и помогло
ей приобрести и сохранить душевную
чистоту и бесконечное
Только благодаря своему добросердечному, сочувственному, понимающему и самоотверженному сердцу Джейн привлекала настолько прекрасных людей, как Элен Бернс и Мисс Темпл, ведь они были точно такими же, как Джейн, только с другими судьбами и жизненным опытом. Но она была не только доброй, заботливой и покорной, в ней были еще несколько действительно ценных черт - внутренняя сила, жажда справедливости и пытливый ум, которые нельзя приобрести или воспитать, они должны быть изначально.
«Джен Эйр - пылкая и сильная натура, носительница стихийного протеста против всякого угнетения»(1)
Несмотря на все то, что Джейн пришлось пережить у Ридов и в Лоувуде, она пронесла через все это свое чистое и доброе сердце; сохранила ангельское смирение, приобрела немалый жизненный опыт, стала умнее и решительнее. С течением времени, изменением обстоятельств самобытный характер Джейн становился все сильнее и лучше.
Лишь потому, что в Джейн было нечто особенное, светлое и чистое, она привлекла Мистера Рочестера. Джейн на самом деле сильно отличалась от тех людей, которые всегда окружали Мистера Рочестера - испорченных роскошью, надменных и неискренних до глубины души, отголосков которой, впрочем, не было слышно за криком вульгарной натуры.
И опять же то, что Джейн была не красива, тоже скорее благо, чем неприятность; это еще сильнее отличает ее от красивых, но корыстных, глупых и бессердечных дам из общества Мистера Рочестера.
«Став невестой любимого человека, на вершине счастья, Джен Эйр сохраняет самообладание и трезвость. Она стоит на страже своей независимости, ее пугает превращение в рабыню, в игрушку мужа. Она продолжает давать уроки его дочери, отвергает роскошные подарки жениха, упорно напоминает ему, что она бедна и некрасива.»(1)
Благодаря силе своего смиренного характера, Джейн не допустила свадьбу с женатым Мистером Рочестером, не навлекла на себя позор и не согрешила. Хотя ее пылкое желание прожить до конца с мистером Рочестером, и шло вразрез с чувством чести и долга, она нашла в себе силы безмолвно покинуть Торнфилд и начать жизнь, в которой не было ее возлюбленного.
Ее, закаленный в прежних страданиях и бедах, внутренний стержень помог Джейн выжить без средств и крыши над головой.
Пережив множество душевных страданий по Рочестеру, жалея, что ушла из дома, где она любила и была любима, Джейн снова начала жить, у нее снова появились преданные друзья, такие же чистые душой, как и она сама, и новая цель и радость в жизни – воспитание и образование маленьких деревенских девочек.
Честность перед собой и беспрекословное соблюдение нравственных устоев уберегли ее от замужества за фанатичным миссионером Сент-Джоном; она просто не могла выйти замуж за нелюбимого.
Информация о работе Женские образы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»