Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:18, реферат
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
Реферат
на тему:
“Жизнь и поэзия Цветаевой
Подготовила:
Содержание:
Биография
Творческий путь
Заключение
Литература
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
Характер у Марины Цветаевой
был трудный, неровный, неустойчивый.
Илья Эренбург, хорошо знавший ее в
молодости, говорит: "Марина Цветаева
совмещала в себе старомодную
учтивость и бунтарство, пиетет перед
гармонией и любовью к
Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - Жизнь". Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что "чувство собственности" у нее "ограничивается детьми и тетрадями". Жизнью Марины с детства и до кончины, правило воображение. Воображение, взросшее на книгах.
Детство, юность и молодость Марины Ивановны
прошли в Москве и в тихой подмосковной
Тарусе, отчасти за границей. Училась она
много, но, по семейным обстоятельствам,
довольно бессистемно: совсем маленькой
девочкой - в музыкальной школе, потом
в католических пансионах в Лозане и Фрайбурге,
в ялтинской женской гимназии, в московских
частных пансионах.
Творческий путь
Стихи Цветаева начала писать с шести
лет (не только по-русски, но и по-французски,
по-немецки), печататься - с шестнадцати.
Герои и события поселились в
душе Цветаевой, продолжали в ней
свою "работу". Маленькая, она хотела,
как всякий ребенок, "сделать это
сама". Только в данном случае "это"
было не игра, не рисование, не пение, а
написание слов. Самой найти рифму,
самой записать что-нибудь. Отсюда первые
наивные стихи в шесть- семь лет,
а затем - дневники и письма.
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.
На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в "домашность" и разменять свои темы на "милые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки".
В этом альбоме Цветаева
облекает свои переживания в лирические
стихотворения о не состоявшейся
любви, о невозвратности минувшего
и о верности любящей:
Ты все мне
поведал - так рано!
Я все разглядела - так поздно!
В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос...
Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи...
Люблю тебя призрачно - давний, Тебя одного - и на век!
В ее стихах появляется лирическая героиня молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение.
Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.
Таковы столпы первого
возведенного Мариной Цветаевой
здания поэзии. Какое оно еще пока
ненадежное, это здание; как зыбки
его некоторые части, сотворенные
полудетской рукой. Немало инфантильных
строк - впрочем, вполне оригинальных,
ни на чьи не похожих: “Кошку завидели, курочки Стали
с индюшками в круг... Мама у сонной
дочурки Вынула куклу из рук”.
Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь - безудержная и страстная "Молитва", написанная поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго: "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
..............................
Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! "). Она жадно любили жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто - непомерные.
В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества.
В стихах "Вечернего альбома" рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудренную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. "В Люксембургском саду", наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: "Весь мир у тебя", - а в конце заявляет: Я женщин люблю, что в бою не робели Умевших и шпагу держать, и копье, Но знаю, что только в плену колыбели Обычное - женское - счастье мое!
В "Вечернем альбоме" Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе.
"Вечерний альбом" завершается
стихотворением "Еще молитва".
Цветаевская героиня молит
В лучших стихотворениях первой
книги Цветаевой уже
Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912г.) и "Из двух книг" (1913г.) - оба под маркой издательства "Оле - Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - "великолепная и победоносная" - жила уже очень напряженной душевной жизнью.
Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже зашевелился "хаос" настоящей, не детской поэзии.
К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она записывает в своем дневнике: "В своих стихах я уверена непоколебимо"), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.
Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов.
Сначала была Москва, родившаяся
под пером юного, затем молодого
поэта. Во главе всего и вся
царил, конечно, отчий "волшебный"
дом в Трехпрудном переулке:
Высыхали
в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи.
Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с "домашними", - столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не узнаем их стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом, - "на это есть архитектура, дающая". Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь: Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера Этот тополь среди акаций, Цвета пепла и серебра...
Позднее в поэзии Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины: Пойду и встану в церкви И помолюсь угодникам О лебеде молоденьком.
В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.
В наиболее удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля, воспевается радость земного бытия и любви.
Но все они были для
нее лишь собратьями по перу. Блок в
жизни Цветаевой был
Марина
Цветаева пишет не только стихи, но и прозу.
Проза Цветаевой тесно связана с ее поэзией.
В ней, как и в стихах, важен был факт, не
только смысл, но и звучание, ритмика, гармония
частей.
Она писала: "Проза поэта - другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия - не фраза, а слово, и даже часто - мое. " Однако в отличие от поэтических произведений, где искала емкость и локальность выражения, в прозе же она любили распространить, пояснить мысль, повторить ее на разные лады, дать слово в его синонимах.
Проза Цветаевой создает
впечатление большой
Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с Пушкиным и что о не м узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом, и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах. Пушкин "заразил" Цветаеву словом любовь. Этому великому поэту она также посвятила множество стихов.
Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое проишествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.
В литературном мире она по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.
Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
Поначалу белая эмиграция
приняла Цветаеву как свою, ее охотно
печатали и хвалили. Но вскоре картина
существенно изменилась. Прежде всего
для Цветаевой наступило
Решительно отказавшись
от своих былых иллюзий, она ничего
уже не оплакивала и не придавалась
никаким умилительным воспоминаниям
о том, что ушло в прошлое. В
ее стихах зазвучали совсем иные ноты:
Берегитесь
могил: Голодней блудниц!
Мертвый был и сенил: Берегитесь гробниц!
Информация о работе Жизнь и поэзия Цветаевой Марины Ивановны