Жизнь и поэзия Цветаевой Марины Ивановны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:18, реферат

Описание

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".

Работа состоит из  1 файл

Марина Цветаева.docx

— 110.02 Кб (Скачать документ)

От вчерашних правд  В доме смрад и хлам.

Даже самый прах Подари ветрам!

Дорогой ценой купленное  отречение от мелких "вчерашних  правд" в дальнейшем помогло Цветаевой  трудным, более того - мучительным  путем, с громадными издержками, но все же прийти к постижению большой  правды века.

Вокруг Цветаевой все  теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.

В таких лишениях, в такой  изоляции она героически работала как  поэт, работала не покладая рук.

Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое  знание о социальном неравенстве, увидела  мир без каких бы то ни было романтических  покровов.

Самое ценное, самое несомненное  в зрелом творчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к "бархотной  сытости" и всякой пошлости. В  дальнейшем творчестве Цветаевой все  более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все  более растет и укрепляется живой  интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть Россию - может бояться  только тот, кто Россию мыслит вне  себя. В ком она внутри тот теряет ее лишь вместе с жизнью". С течением времени понятие "Родина" для  нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской  революции ("лавина из лавин"), она  начинает чутко прислушиваться к "новому звучанию воздуха".

Тоска по России, сказывается  в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О неподатливый язык... ", сплетается с думой о новой Родине, которую  поэт еще не видел и не знает, о  Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.

Покамест день не встал  с его страстями стравленными,  
           
          Из сырости и шпал Россию восстанавливаю.

Из сырости - и свай, Из сырости - и серости.

Пока мест день не встал  И не вмешался стрелочник.

Из сырости - и стай...

Еще вестями шалыми Лжет вороная сталь Еще Москва за шпалами!

К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл "стихи к сыну". Здесь она во весь голос говорит  о Советском Союзе, как о новом  мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед - в  будущее, и в само мироздание - "на Марс".

Русь для Цветаевой - достояние  предков, Россия - не более как горестное  воспоминание "отцов", которые  потеряли родину, и у которых нет  надежды обрести ее вновь, а "детям" остается один путь - домой, на единственную родину, в СССР. Столь же твердо Цветаева смотрела и на свое будущее.  
Она понимала, что ее судьба - разделить участь "отцов". У нее захватало мужества признать историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала.

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма  и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехославакии, которую  она нежно и преданно любила. Это  поистине "плач гнева и любви", Цветаева теряла уже надежду - спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее, - как  крик живой, но истерзанной души.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того в обрез.

В 1939 году Цветаева восстанавливает  свое советское гражданство и  возвращается на родину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она  мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.

Цветаева поселилась в  Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала  в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о  котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.

Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам "как  драгоценным винам настанет свой черед".

 
 
 
Заключение 
          
 
 
 
          Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать - по особому распеву, неповоротным ритмам, необщей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотвореным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики.

При всей своей романтичности  юная Цветаева не поддалась соблазнам  того безжизненного, мнимого многозначительного декаденского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в  поэзии различные пути.

Марина Цветаева - большой  поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и  философско-критическая проза.

Ее не впишешь в рамки  литературного течения, границы  исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.

Одним близка ее ранняя лирика, другим лирические поэмы; кто-то предпочитает поэмы - сказки с их могучим фольклорным  разливом; некоторые станут поклонниками проникнутых современных звучанием  трагедий на античные сюжеты; кому- то окажется ближе философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу  или литературные письмена, вобравшие  в себя неповторимость художественного  мироощущения Цветаевой. Однако все  ею написанное объединено пронизывающей  каждое слово могучей силой духа.

"Цветаева - звезда первой  величины. Кощунство кощунств относиться  к звезде как к источнику  света, энергии или источнику  полезных ископаемых. Звезды - это  всколыхающая духовный мир человека  тревога, импульс и очищение  раздумий о бесконечности, которая  нам непостижима... " - так отозвался  о творчестве Цветаевой, поэт  Латвии О. Вициетис. Мне кажется,  что время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и позвало.  Она пришла уверенно, ее позвал  ее час, ее настоящий час.  Теперь видно - в чем и насколько  она была впереди.

 
 
 
Литература: 
 
 
1. Марина Цветаева. Избранное. М, "Просвящение" 1989г.

2. Марина Цветаева. Стихотворения.  Поэмы. М., "Советская Россия" 1988г.

3. Марина Цветаева. Стихотворения.  Поэмы. Драматические произведения. М.,  
 
"Художественная литература" 1990г.


Информация о работе Жизнь и поэзия Цветаевой Марины Ивановны