Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:18, реферат
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, по выражению дочери, завила их музыкой: "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом".
От вчерашних правд В доме смрад и хлам.
Даже самый прах Подари ветрам!
Дорогой ценой купленное отречение от мелких "вчерашних правд" в дальнейшем помогло Цветаевой трудным, более того - мучительным путем, с громадными издержками, но все же прийти к постижению большой правды века.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться.
В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук.
Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов.
Самое ценное, самое несомненное
в зрелом творчестве Цветаевой - ее
неугасимая ненависть к "бархотной
сытости" и всякой пошлости. В
дальнейшем творчестве Цветаевой все
более крепнут сатирические ноты.
В то же время в Цветаевой все
более растет и укрепляется живой
интерес к тому, что происходит
на покинутой Родине. "Родина не есть
условность территории, а принадлежность
памяти и крови, - писала она. - Не быть
в России, забыть Россию - может бояться
только тот, кто Россию мыслит вне
себя. В ком она внутри тот теряет
ее лишь вместе с жизнью". С течением
времени понятие "Родина" для
нее наполняется новым
Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О неподатливый язык... ", сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии.
Покамест день не встал
с его страстями стравленными,
Из сырости
и шпал Россию восстанавливаю.
Из сырости - и свай, Из сырости - и серости.
Пока мест день не встал И не вмешался стрелочник.
Из сырости - и стай...
Еще вестями шалыми Лжет вороная сталь Еще Москва за шпалами!
К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл "стихи к сыну". Здесь она во весь голос говорит о Советском Союзе, как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы, неудержимо рвущейся вперед - в будущее, и в само мироздание - "на Марс".
Русь для Цветаевой - достояние
предков, Россия - не более как горестное
воспоминание "отцов", которые
потеряли родину, и у которых нет
надежды обрести ее вновь, а "детям"
остается один путь - домой, на единственную
родину, в СССР. Столь же твердо Цветаева
смотрела и на свое будущее.
Она понимала, что ее судьба - разделить
участь "отцов". У нее захватало мужества
признать историческую правоту тех, против
которых она так безрассудно восставала.
Личная драма поэтессы
переплеталась с трагедией
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того в обрез.
В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет на чужбине. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и жданным гостем". Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.
Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.
Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее стихам "как драгоценным винам настанет свой черед".
Заключение
Марину
Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем другим.
Ее стихи можно безошибочно узнать - по
особому распеву, неповоротным ритмам,
необщей интонацией. С юношеских лет уже
начала сказываться особая цветаевская
хватка в обращении со стихотвореным словом,
стремление к афористической четкости
и завершенности. Подкупала также конкретность
этой домашней лирики.
При всей своей романтичности юная Цветаева не поддалась соблазнам того безжизненного, мнимого многозначительного декаденского жанра. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути.
Марина Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.
Одним близка ее ранняя лирика,
другим лирические поэмы; кто-то предпочитает
поэмы - сказки с их могучим фольклорным
разливом; некоторые станут поклонниками
проникнутых современных
"Цветаева - звезда первой
величины. Кощунство кощунств относиться
к звезде как к источнику
света, энергии или источнику
полезных ископаемых. Звезды - это
всколыхающая духовный мир
Литература:
1. Марина Цветаева. Избранное.
М, "Просвящение" 1989г.
2. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М., "Советская Россия" 1988г.
3. Марина Цветаева. Стихотворения.
Поэмы. Драматические
"Художественная литература" 1990г.
Информация о работе Жизнь и поэзия Цветаевой Марины Ивановны