Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:14, реферат
«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы
ниже, чем перед памятью Некрасова».
Вступление
«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы
ниже, чем перед памятью Некрасова».
Так сказал о Некрасове А. В Луначарский. Существо поэзии Некрасова можно определить так – демократизм. На протяжении ста с лишним лет творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель, говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев, писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный, но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах, помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он
говорил о народе, а потому, что народ говорил им. Отсюда все особенности его языка: темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова «народный поэт» определяли бы так точно.
Картины народной жизни,
Поэт хорошо нарисовал картину пробуждения сознания и чувства собственного достоинства у русских крестьян. В своих произведениях он выражал самые сокровенные мечты и надежды русского крестьянства. С любовью и уважением Некрасов рисует образы простого человека. Он подчеркивает его ум, смекалку,
талант и человеческое достоинство.
Для передовой молодежи второй половины XIX века поэт – гражданин, народный поэт был идеалом писателя. Молодые люди стремились быть полезными народу, делать дело, нужное для него. Некрасов познакомил молодежь с народом, дал ей пищу для размышления, заставил полюбить и понять его. Революционное воздействие его стихов было очень велико. Своими стихами Некрасов будил сознание современной ему передовой молодежи, призывал ее к действию. Он показал угнетенное состояние народа, которое должно было родить протест в сердцах молодых людей, небезразличных к судьбе родины. Из воспоминаний Георгия Валентиновича Плеханова: «Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение.. Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!.».
На приведениях Некрасова
Некрасов оказал огромное
закрытия – «Отечественные записки». В них публиковали свои произведения Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, А. Островский и другие крупнейшие писатели России.
Детство
и становление
поэта.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечки Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» - как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество. Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах: Под наши густые, старинные вязыНа отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей. Рабочий расставит, разложит снаряды – Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята?» а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга.
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой.
Они стонали от непосильной работы.
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.
Его мать, Елена Андреевна, кроткая
женщина, очень страдала в
попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным голосом».
Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком
мировой поэзии и часто
баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Учеба
В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него после этого времени отражено в двух строчках:
.придешь, бывало, в класс. Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие,
невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он
посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он
пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и
серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода
Пушкина «Вольность».
В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии.
Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась
военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой.
Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб
учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных
журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного
путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу
торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел
стать поэтом.
В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они
помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец
узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в
котором писал, что не будет давать сыну денег.
В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын
отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта».
Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был
самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале,
питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился
к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам.
В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных
языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре
того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению
философского факультета.
Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не
получил и продолжал голодать.
В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и
звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А.
Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без
имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя
под псевдонимом «Н.Н».
Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Некрасов
вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию
экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти
весь тираж своей книги и уничтожил его.
Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное
количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей,
рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его
титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.
Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое
предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях
рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. Впервые это
сказалось в его стихотворении «Говорун» 1843 года:
Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам – рай.
Здесь всюду наслаждения
Для сердца и очей.
Здесь все без исключения
Возможно для людей:
При деньгах вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть.
В том же году – или немного позднее – в одной своей прозаической повести он