Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:14, реферат
«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы
ниже, чем перед памятью Некрасова».
написал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках
и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома».
Знакомство
с Белинским
Примерно к этому времени приходится знакомство с великим руским критиком,
революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к
Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом только что
написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую
загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в
деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня. Когда
были прочитаны последние строки, «.у Белинского засверкали глаза, -
вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился
к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:
- Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.
Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что
совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа –
это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем. Ему
стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации миллионов
людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и нарождающейся буржуазией.
Вспоминая все тягостные воспоминания детства, он под влиянием Белинского
окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой талант на
борьбу с этим.
Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как
стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик
подтвердил свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не стишки к
деве и луне; в них много умного, дельного и современного».
« Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоем
часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После
этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном
состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с
Белинским была для меня спасением».
Белинский требовал
от современных писателей
изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под
влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную
жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах. Сразу
проявился талант молодого писателя.
Некрасов всегда с умилением говорил о патриотизме Белинского. В поэме
«Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи,
которые слышал от Белинского:
Он не жалел, что мы не немцы,
Он говорил: «Во многом нас
Опередили иноземцы,
Но мы догоним в добры час!
Лишь бог помог бы русской груди
Вдохнуть пошире, повольней –
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней».
Некрасов разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял в
стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному счастью и
что служение народу есть патриотический долг каждого:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убеждение, за любовь.
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Белинский первым пробудил в нем революционное сознание. Поэт до конца жизни
оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:
Белинский был особенно любим.
Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенства, о братстве, о свободе.
Творчество
Некрасова после
знакомства с Белинским.
«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова.
Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: «Родина», «Тройка»,
«Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной.», «Псовая охота».
«Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно
популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что
Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему стихотворение «Родина»,
напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг.»
«Родина»
– автобиографичное произведение.
Это стихотворение навеяно
воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм.
«Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема
была ему близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты.
У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям,
среди них «Блажен незлобивый поэт», написаное на смерть Гоголя. Оно является
первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы «чистого
искусства».
В стихотворении «Памяти Белинского», написанном в то время, когда имя критика
находилось под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего учителя:
Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели.
В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно
близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти
Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал:
Узы дружбы, союзов сердечных –
Все порвалось: мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба.
Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил
бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских
друзей. Поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с
народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с
себя заботы:
Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив.
В стихотворении «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих
приездов в родные места:
Вот и Качалов лесок,
Вот и пригорок последний
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги.как сладок
Теплого колоса пар!
Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели – крестьяне. Они
рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой радостью
встречали его крестьяне:
«Здравствуй, как жил-поживал?
Не понапрасну мы ждали,
Ты таки слово сдержал.
.........
Сходится в хате моей
Больше да больше народу:
«Ну, говори поскорей,
Что ты слыхал про свободу?»
Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с
Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда
мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость».
«Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного
права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей – о
свободе.
Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села
была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное
влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. С самого
детства до конца жизни он писал о ней:
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит жизнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвергнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты.
В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не
раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с
матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу
сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется,
что молодость прошла, силы для борьбы кончаются:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
По цензурным соображениям под словом «любовь» подразумевается свобода.
Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит
ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала
поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге»,
«Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня»,
«Современная ода»), богатеев - купцов ( «Секрет» ). Также в этот момент он
много писал
о простых зависимых
Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк
«Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь
Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк