Жизнь и творчество Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:14, реферат

Описание

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы
ниже, чем перед памятью Некрасова».

Работа состоит из  1 файл

Вступление.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

написал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым  нет места даже на чердаках

и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым  тесны целые дома».

    

Знакомство  с Белинским 

Примерно  к этому времени приходится знакомство с великим руским критиком,

революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к

Белинскому  и стал читать ему свое стихотворение  «В дороге». В этом только что

написанном  стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую

загубили  «господа»: взяли ее на воспитание в  барский дом, а потом отослали в

деревню и  выдали замуж за темного, хотя и доброго  крестьянского парня. Когда

были прочитаны  последние строки, «.у Белинского засверкали глаза, -

вспоминает  присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился

к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:

-         Да знаете ли вы, что вы поэт  – и поэт истинный?»

Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.

Белинский подолгу  беседовал с ним и открыл ему  глаза на все злое, что

совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа –

это многовековая заведенная система, узаконенная государственным  строем. Ему

стало ясно, что все благополучие помещиков  основано на эксплуатации миллионов

людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и  нарождающейся буржуазией.

Вспоминая все  тягостные воспоминания детства, он под влиянием Белинского

окончательно  решил посвятить свою жизнь и  свое творчество, свой талант на

борьбу с  этим.

Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в  свои силы. После того как

стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик

подтвердил  свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не стишки к

деве и  луне; в них много умного, дельного и современного».

« Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоем

часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После

этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном

состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с

Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного

изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под

влиянием  Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную

жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых  обыденных вещах. Сразу

проявился талант молодого писателя.

Некрасов  всегда с умилением говорил о  патриотизме Белинского. В поэме

«Несчастные»  он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи,

которые слышал от Белинского:

Он не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы,

Но мы догоним  в добры час!

Лишь бог  помог бы русской груди

Вдохнуть  пошире, повольней –

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов  разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял в

стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному счастью и

что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь  за честь отчизны,

За убеждение, за любовь.

Иди и гибни  безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под  ним струится кровь.

Белинский первым пробудил в нем революционное  сознание. Поэт до конца жизни

оставался благодарным  учителю за те уроки, которые получил  от него:

Белинский был  особенно любим.

Молясь твоей  многострадальной тени,                  Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас  гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенства, о братстве, о свободе.

    

Творчество  Некрасова после  знакомства с Белинским. 

«Рассказ  ямщика» стал первым антикрепостническим  стихотворением Некрасова.

Вскоре появились  и другие стихи, продолжающие эту  тему: «Родина», «Тройка»,

«Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице  темной.», «Псовая охота».

«Родина»  была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно

популярным  было стихотворение в революционных  кругах. Некрасов вспоминал, что

Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему стихотворение «Родина»,

напечатано  было только начало, Белинский пришел в восторг.»

«Родина»  – автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими

воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм.

«Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема

была ему  близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты.

У Некрасова  есть несколько стихотворений, посвященных  русским писателям,

среди них  «Блажен незлобивый поэт», написаное на смерть Гоголя. Оно является

первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы «чистого

искусства».

В стихотворении  «Памяти Белинского», написанном в  то время, когда имя критика

находилось  под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего учителя:

Наивная и  страстная душа,

В ком помыслы  прекрасные кипели,

Упорствуя, волнуясь и спеша,

Ты честно шел к одной высокой цели.

В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно

близких ему  людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти

Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал:

Узы дружбы, союзов сердечных –

Все порвалось: мне с детства судьба

Посылала  врагов долговечных,

А друзей уносила  борьба.

Живя постоянно  в Петербурге, Некрасов частенько  бывал в Грешневе. Он любил

бродить по лугам  и лесам в одиночестве или  с кем-нибудь из деревенских

друзей. Поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с

народом, вдали  от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с

себя заботы:

Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с  ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив.

В стихотворении  «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих

приездов  в родные места:

Вот и Качалов  лесок,

Вот и пригорок последний

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги.как сладок

Теплого колоса пар!

Некрасов  вспоминает, как его с нетерпением  ждали приятели – крестьяне. Они

рассказывали  ему обо всем, что случилось  в его отсутствие. С какой радостью

встречали его  крестьяне:

«Здравствуй, как жил-поживал?

Не понапрасну мы ждали,

Ты таки слово  сдержал.

.........

Сходится  в хате моей

Больше да больше народу:

«Ну, говори поскорей,

Что ты слыхал про свободу?»

Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые  крестьяне были откровенны с

Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл  с деревенскими детьми, и когда

мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость».

«Деревенские  новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного

права. Некрасов не мог не написать о том, что так  волновало его друзей – о

свободе.

Неподалеку  от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села

была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное

влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. С самого

детства до конца  жизни он писал о ней:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал  добра и красоты,

И носит жизнь, слагаемая мною,

Живой любви  глубокие черты –

О мать моя, подвергнут я тобою!

Во мне  спасла живую душу ты.

В стихотворении  «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не

раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с

матерью перед  ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу

сестры, а  попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется,

что молодость  прошла, силы для борьбы кончаются:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в  стан погибающих

За великое  дело любви.

По цензурным  соображениям под словом «любовь» подразумевается   свобода.

Любить свой народ для Некрасова, как для  Гоголя и Белинского, значит

ненавидеть  его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала

поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге»,

«Родина», «Псовая  охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня»,

«Современная  ода»), богатеев - купцов  ( «Секрет» ). Также в этот момент он

много писал  о простых зависимых крестьянах.

Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е  годы появляется очерк

«Петербургские  углы», который, однако, был сильно изрезан  цензурой. Здесь

Некрасов  описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк

Информация о работе Жизнь и творчество Некрасова