Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:36, контрольная работа
Природоведческая литература – термин немного суховатый, но мы-то знаем, что за ним скрывается целый мир, яркий и удивительный! Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Дело в том, что в каком-то смысле животные близки детям: они милы, непосредственны, в конечном итоге они и есть отражение самой природы. И это главная причина того, что такие книги находят самый горячий отклик в сердцах маленьких читателей.
Введение
1.Тематика жанра и своеобразие произведений
В.В. Бианки адресованное детям. 5
2.Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их
с народной традицией отличие от народных произведений 7
3. Образ охотника в контексте рассказов
В.В. Бианки адресованных детям. 10
4. История создания художественная структура и содержание
"Лесной газеты" 12
5. Моральный аспект природоведческой литературы 15
Заключение 17
Список литературы 19
Министерство образования и науки РФ
ФГБОВПО «Сочинский государственный университет»
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей и профессиональной подготовки
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Детская литература»
на тему «Значение творчества В.В. Бианки в развитие научно-художественной природоведческой книги»
Сочи 2012
Содержание
Введение
1.Тематика жанра и своеобразие произведений
В.В. Бианки адресованное детям.
2.Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их
с народной традицией отличие от
народных произведений
3. Образ охотника в контексте рассказов
В.В. Бианки адресованных детям.
4. История создания
"Лесной газеты"
5. Моральный аспект
природоведческой литературы
Заключение
Список литературы
Введение
Природоведческая литература – термин немного суховатый, но мы-то знаем, что за ним скрывается целый мир, яркий и удивительный! Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Дело в том, что в каком-то смысле животные близки детям: они милы, непосредственны, в конечном итоге они и есть отражение самой природы. И это главная причина того, что такие книги находят самый горячий отклик в сердцах маленьких читателей.
Если представить себе ребенка, то непременно с мягкой игрушкой. Что он держит в руках? Почти наверняка это окажется симпатичная зверушка или детеныш животного: тигренок, котенок, зайчик, медвежонок. Со временем, когда ребенок подрастает, он начинает мечтать о щенке, котенке, попугайчике, хомячке или хотя бы рыбках. И, конечно, практически все дети любят ходить в зоопарк или наблюдать за зверушками – например, за белками или утками! Вывод напрашивается сам: животным в жизни ребенка принадлежит совершенно особое место, заменить их ничем нельзя. Но что не менее важно - такое же место в библиотеке каждого малыша должна занимать и природоведческая литература, то есть книги о природе и о животных. Важно и то, что такие издания можно встретить среди книг, предназначенных для как для малышей, так и для школьников. А ведь здесь есть существенный нюанс: чем старше ребенок, тем многограннее и интереснее должны становиться книги о природе, которые он может не просто прочитать, но и в полной мере изучить – рассмотреть иллюстрации, возможно, дополнить их собственными наблюдениями. И это очень важный элемент развития и осознания.
Итак, чему может научить малыша природоведческая литература? В первую очередь, образному мышлению и наблюдательности (а это всегда пригодится в дальнейшем), а еще разовьет внимание, творческие способности, научит быть добрым и ласковым. Маленькие дети иногда гораздо больше нашего способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку. В этом нам помогают произведения Бианки, Пришвина, Ушинского и пр. Такая природоведческая литература и наблюдения – это не просто красивые слова, они служат могучим средством в экологическом воспитании детей – а это очень важно в постиндустриальную эпоху. Они способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
А для нашего времени, развитие именно экокультуры – жизненно необходимо. Возникающие одна за другой экологические проблемы приводят к различным природным катастрофам, поэтому понимание этих проблем должно воспитываться в ребенке с раннего возраста. До ребенка необходимо донести понимание природы, как целостного взаимосвязанного механизма, процесса, в котором человек принимает непосредственное участие. А достичь гармонии с природой поможет любовь и привитые ценности, связанные с родным краем, Родиной.
1. Тематика жанра и своеобразие произведений В.В. Бианки адресованное детям.
Бианки обладал редким даром понимания детской души. Обращаясь к детям, он наблюдал жизнь как бы их глазами. Он знал и видел очень много, но лишь самое драгоценное и значительное стремился передать читателям. В его книгах мы встретим смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья.
Человек - творение природы. Ведь любовь к природе – это не надуманное понятие, это естественное чувство для любого нормального человека. И наверняка каждый из вас встречал людей, у которых эта любовь особенная, даже немного загадочная: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, именно их ждет природа, чтобы раскрыть свои секреты. Такими людьми и были писатели Бианки и Пришвин, они раскрыли тайны природы и рассказали их нам!
Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе».
Для самых маленьких детей у Бианки есть множество коротких и интересных произведений, например:
"Лис и мышонок" - диалог-сказка о повадках животных.
"Теремок" - "построен" по принципу известной народной сказки, рассказывает о том, как живут птицы и звери.
"Как муравьишка домой спешил" – очень известная и, безусловно, любимая сказка многих детей. В ней есть и авантюрное приключение, и важные знания об особенностях насекомых.
"Мышонок Пик" – это произведение, позволяющее ребенку "проживать" в воображении целую жизнь маленького персонажа. Сильный эмоциональный накал, как в волшебной сказке, и обязательный хэппи-энд, когда можно выдохнуть с облегчением, порадовавшись окончанию злоключений мышонка-героя.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Научны почти все сказки Бианки, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист. В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. «А я от тебя в отнорочек и был таков»,- говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть - я хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки - кормовистый, паук - «брюхом по земле чиркает», комарище - «жигать (кусать) мастерище». В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар («Росянка - комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью». Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер. Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». Ищет гнездышко ласточка-береговушка («Лесные домишки»), и вместе с ней мы путешествуем от одного домишка к другому, наблюдая занятные обычаи в строительстве гнезд у разных лесных, луговых и водных жителей.
2. Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их с народной традицией отличие от народных произведений
В произведениях Бианки сильна
фольклорная традиция. Он считал, что
«писатель - дитя народа, он растет из глубин
народного мироощущения». Именно поэтому
в произведениях Виталия
Любимый жанр Бианки — жанр
сказочный, которому писатель дал весьма
характерное определение — «
3 Образ охотника в контексте рассказов В.В. Бианки адресованных детям.
Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам — сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель.
В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит». Образ щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными.