Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:36, контрольная работа
Природоведческая литература – термин немного суховатый, но мы-то знаем, что за ним скрывается целый мир, яркий и удивительный! Книги о природе и животных всегда любимы детьми. Дело в том, что в каком-то смысле животные близки детям: они милы, непосредственны, в конечном итоге они и есть отражение самой природы. И это главная причина того, что такие книги находят самый горячий отклик в сердцах маленьких читателей.
Введение
1.Тематика жанра и своеобразие произведений
В.В. Бианки адресованное детям. 5
2.Своеобразие природоведческих сказок В.В. Бианки связь их
с народной традицией отличие от народных произведений 7
3. Образ охотника в контексте рассказов
В.В. Бианки адресованных детям. 10
4. История создания художественная структура и содержание
"Лесной газеты" 12
5. Моральный аспект природоведческой литературы 15
Заключение 17
Список литературы 19
Охотник всегда был первым разведчиком своего края. Кто знал родные места лучше охотника? Бродил ли он с ружьём или сидел с удочкой на берегу, — природа для него всегда становилась источником радости познания, радости раскрытия её больших и маленьких тайн, её богатств.
Ружьё и удочка охотника! Какая удивительно живая сила была заложена в них. Это они поднимали охотника и рыболова чуть свет. Вели в самые глухие лесные дебри, заставляли обшарить все хоженые и нехоженые места. Исследователем, следопытом, краеведом становился каждый настоящий охотник. И нередко именно по его следу шли потом учёные и путешественники. Так появляется образ колхозного охотника Сысой Сысоича, «сквозного» героя ряда рассказов. Это умный, с хитринкой, бывалый старик, отлично знающий лесную жизнь зверей и птиц, все их повадки и уловки. В нем всегда есть уверенность человека, который знает силу своего разума. Зверь или птица хитры, да только хитрость у них слепая, на то он и охотник, чтобы все их хитрости разгадать.
А рядом с ним другой охотник — горожанин из рассказа «Как дяденька Волов искал волков». Как не похож он на тех горожан, которые были выведены писателем в ранних его произведениях! Тогда для писателя горожанин был носителем зла. В нем было собрано все отрицательное, что противопоставлялось самой природе, одушевленной и идеализированной. Сейчас горожанин стал так похож на колхозного охотника, что, несомненно, Волов может быть братом Сысой Сысоича. Природа для них давно перестала быть враждебной. Она стала частью большого хозяйства Родины.
Сближены писателем,
ранее как будто и
Так постепенно в этих рассказах об охоте раскрывается внутренний их смысл, глубокое понимание красоты природы, поиски ключей к богатствам, радость познания окружающего мира, и в нем — своего родного края.
4. История создания художественная структура и содержание "Лесной газеты"
Еще одно из замечательных произведений Бианки - это "Лесная газета". Это была его главная книга. Не только потому, что он "растил" ее из материалов небольшого раздела о природе в журнале до энциклопедической книги, рассчитанной на постепенное овладение читателем ее научного и художественного содержания, писавшейся с 1924 года до конца своей жизни. Книга много раз переиздавалась, становясь с каждым новым изданием лучше, вбирая в себя все новые и новые рассказы, она увеличивалась в объеме, расширялась географически, впитывая много нового материала о жизни деревни, открытиях ученых. В этой книге Писатель и Натуралист слились в Авторе (Бианки) воедино как ни в одной другой его книге. Первая книга вышла в 1928 году и семь раз издавалась при жизни автора. Она переведена на многие языки и издана во многих странах.
Бианки начал писать "Лесную газету" еще в Бийске. Он задумывал книгу как собрание новостей из ленинградской области, но со временем она обогатилась информацией из Сибири и Алтая, из Средней Азии и заполярной тундры.
В чем же заключалась популярность этого произведения? Прежде всего идея такой книги была совершенной находкой, выдумка автора была остроумной. Материал в ней расположен как в настоящей газете, со статьями, очерками, заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, рисунками и загадками в конце номера. В ее основе - повторяющийся цикл сезонных изменений, поэтому газета не устаревает, а становится с каждым разом интересней. Эти сезонные изменения отражаются в разделах "Колхозный календарь" и "Охотник".
"Лесная газета" - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в сови наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей ("Тир", "Остроглаз"). Из номера в номер печатались только написанные короткие рассказы Бианки, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. В книгу введены герои, переходящие из номера в номер: веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.
Работа над книгой для детей привлекла к себе молодых художников: Чарушина, Курдова и знаменитых писателей и поэтов, которые с горячим желанием и выдумкой старались рассказать детям об окружающем их мире. Появились литературные ученики, с помощью которых создавалась книга. Это ботаник Н.М.Павлова, писатель Н.Сладков, писатели Э.Шим, С.Сахарнов и многие другие. А связала судьба Бианки с этими людьми, потому что он умел выискивать людей, любящих природу. В 50-х годах из учеников Бианки собралась "могучая кучка" - писателей, знающих и любящих природу. И они увлеклись созданием радиопередач для детей о природе. Передачи были ежемесячные, постоянные и назывались "Вестями из леса". Бианки говорил о ней: "…чтобы занятно было, чтобы не скучали ребята, а радовались…". Чтобы дети легче воспринимали информацию, звери, птицы, лягушки и рыбы, бабочки, жуки, грибы, травы и деревья говорили на человеческом языке. Да и разделы были интересными: "Происшествия", "Загадки", "Дела ребячьи", "Книга жалоб и предложений", "Спорт", "Моды сезона". Передача нравилась всем: и взрослым и детям, так же как и "Лесная газета".
"Лесная газета" продолжает жить и сегодня. Ее читают дети, она часто используется педагогами ДОУ.
Бианки писал: "Я написал "Лесную газету". Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда, и теперь у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать и рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из нее, как цыпленок из яйца".
Несомненно, эта
книга еще долго будет
5. Моральный аспект природоведческой литературы
Главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой. Вопреки существовавшей на протяжении длительного периода (20-90-е гг. XXв.) общегосударственной установкой о том, что человек является хозяином и преобразователем природы, детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии примой назидательности, открытой дидактики, поучения. Чтобы нравственное содержание разговора стало яснее ребенку, писатели прибегают к жанру сказки .
В обычном реалистическом рассказе также не исключается нравственная проблематика. И также используется олицетворение как художественный прием, созвучный мировосприятию ребенка. В природоведческой литературе большое значение имеет образ повествователя, мудрого, много знающего человека, охотника, рыболова, исследователя, желающего поделиться с читателями своими наблюдениями и открытиями.
Нравственность
природоведческой литературы
Задача писателей – изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы. Имея маленького читателя как объект приложения своих идей, детская литература с помощью особого художественного языка говорит с ним о самом важном. Именно поэтому творчество В.В. Бианки – неоценимый вклад в научно-художественную литературу. А поскольку его книги имеют природоведческую направленность, также обеспечивают знаниями в этой важной области науки. Многие педагоги бьются за то, чтобы как можно в более доступных формах преподносить ребенку материалы для изучения, разрабатываются инновационные программы для обучения, но на самом деле все процессы обучения нам подсказывает сама природа. Познание невозможно без наблюдения, но так как практическое наблюдение в современной жизни становится недосягаемым, мы можем обратиться к книгам. Придумано множество телевизионных передач о животных, но в такой доступной форме как Бианки, а также в такой интересной, еще не удавалось рассказать о природе никому.
Заключение.
В.В.Бианки один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. "Переводчики с бессловесного" - так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе -- обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы. За 35 лет активной творческой работы Виталий Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вел дневники и заметки натуралиста, отвечал на приходившие во множестве читательские письма.
Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на очень многие языки мира - поклонники таланта Виталия Валентиновича живут по всему свету.
Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка". Воздействие людей на природу становится более мощным и приобретает планетарный характер. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому природоведческая литература как никогда сегодня важна и нужна нашим детям. И чем раньше с ней познакомятся детки – тем лучше.
Список литературы:
1. В.В. Бианки. Лесная газета. / Виталий Валентинович, Бианки; Худож. В. Курдов. – Л.: Дет. лит. 1983.
2. В.В. Бианки. Отчего я пишу про лес / В.В. Бианки. - Л.: Дет. лит. 1984.
3. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 4 – 22.
4. С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – с. 3 - 7.
5. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.
6. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - с. 85 -91.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – с. 128 - 130.
9. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008..
10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – с. 4 – 33.
11. В.Г. Фокина. Ознакомление детей с осенними явлениями природы. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. № 10.
12. Полная хрестоматия для дошкольников. /Сост. С. Д. Томилова. – М.: АСТ, - 2011