Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 07:47, реферат
Ассортиментная матрица – документ. Он появляется ПОСЛЕ того, как будет проведена работа по выделению в ассортименте классов, групп, категорий, подкатегорий и других уровней классификатора. И после того, как ассортимент будет сбалансирован по ширине и глубине. Ассортиментная матрица – не самоцель, а результат работы по формированию ассортимента. Это похоже на то, как сначала человек рождается и ему дают имя, и только затем ему выдается свидетельство о рождении.
ПОСТРОЕНИЕ
АссортиментнОЙ матрицЫ
Бузукова
Е.А., консультант
по вопросам управления
ассортиментом
Ассортиментная
матрица – это полный перечень всех
товарных позиций, утвержденных для продажи
в конкретном магазине на определенный
период времени с учетом требований ассортиментной
политики вашей компании и особенностей
формата и расположения магазина.
Ассортиментная матрица – документ. Он появляется ПОСЛЕ того, как будет проведена работа по выделению в ассортименте классов, групп, категорий, подкатегорий и других уровней классификатора. И после того, как ассортимент будет сбалансирован по ширине и глубине. Ассортиментная матрица – не самоцель, а результат работы по формированию ассортимента. Это похоже на то, как сначала человек рождается и ему дают имя, и только затем ему выдается свидетельство о рождении.
Построение
матрицы нужно любой
компании вне зависимости
от того, какая у компании
организационная структура.
Что бы построить
грамотную ассортиментную матрицу,
нужно проделать следующие шаги
ПРИМЕР двух магазинов, имеющих одну специфику – торговля товарами для дома, но позиционирующихся по-разному:
Икея говорит своим покупателям: «Все продумано! Все придумано!» и «Есть идея – есть Икея». Тем самым звучит понятное для людей послание: «мы знаем Ваши идеи и потребности в красивом и уютном доме и стараемся воплотить их в жизнь. Мы продумали все мелочи, мы сняли с Вас необходимость ломать себе голову и что-то придумывать. Мы даем Вам готовое решение – наслаждайтесь!» Позиционирование для тех, кому важно получить готовое оформление дома в едином стиле за приемлемые деньги.
В
тоже время магазин
товаров для дома, торгующий
сходным ассортиментом (мебель,
текстить, товары для
дома и уюта), позиционируется
по-другому. Он говорит:
«Ассортимент от самых
известных фабрик! Удобство
выбора! Работаем ночью
и днем! Приходите в
любое время и выбирайте,
а мы Вам все привезем
и установим», позиционируя
себя как магазин для
самых требовательных
покупателей, ценящих
прежде всего удобство
в совершении покупки.
Закупка товаров
и построение матрицы должны начинаться
после определения общей стратегии
и позиционирования компании, что бы можно
было формировать ассортимент согласно
общему плану развития. Ситуация, когда
сначала товар закупается, а затем мы решаем,
как и кому будем это продавать, приводит
к неликвидам, неизбежному образованию
провалов в ассортименте и невозможности
его в дальнейшем структурировать.
Сегментирование
отвечает на вопрос «Кто наш покупатель?»
и делит всех потребителей на четкие
группы (сегменты), в зависимости от
их характеристик, потребностей, ожиданий
и особенностей поведения.
Сегмент - группа покупателей, которые будут одинаково реагировать на выгоды от посещения магазина, на предлагаемый товар и на побудительные стимулы маркетинга (цена, реклама, упаковка).
Например, в магазине товаров для дома и сада могут быть разные покупатели, но всех можно поделить на какие-то группы, которые показывают сходное покупательское поведение:
- молодые семьи с маленькими детьми (приходят в основном по выходным дням и покупают немного предметов быта, обязательно подарок малышу);
- молодые самостоятельные женщины (приходят днем в будни, покупают украшения для дома, посуду и ткани);
- семейные пары среднего и старшего возраста (приходят чаще вечером и в выходные, если делают покупку, то основательную – мебель, ковры);
- мужчины 35-50 лет – умельцы или частные мастера (приходят в основном днем, покупают электроинструменты и материалы для ремонта или садовые принадлежности);
-
и так далее.
Целевой сегмент – тот, на котором стоит сосредоточить маркетинговые усилия. Это группа покупателей, покупающих чаще или больше всего и приносящих магазину наибольшую прибыль. Суть сегментирования как раз в том, что бы выделить самые интересные и прибыльные для нас группы клиентов и создать для них предложение, максимально отвечающее потребностям этих групп.
В
вышеприведенном
примере вероятно
целевой группой
будут являться состоятельные
семейные пары среднего
и старшего возраста (они
делают наибольшие по
объему и стоимости
покупки) и мужчины-умельцы 35-50
лет – они тоже наиболее
привлекательны для
данного магазина.
Если перед
вами конкурент с широким
«…Мебельщики не конкурируют друг с другом, они конкурируют с автомобильными компаниями, туристическими бюро, продуктовыми сетями. Главная задача производителя мебели – убедить человека обустраивать свой дом, а не тратить деньги на развлечения…» (руководитель Ikea в России Питер Парма).
У производителя
мебели альтернативными конкурентами
могут являться не только другие фабрики
мебели, но и туристические бюро,
и автосалоны и магазины меховых
изделий и даже ювелирные салоны
– покупатель может решить потратить
деньги не на новый диван и гостиную, а
на поездку в Турцию или покупку шубы для
жены. Учитывайте и непрямых конкурентов.
На основании покупательского спроса выделить категории, группы и классы товаров. Составить товарный классификатор, выделив эти три уровня. Это сделать несложно, так как мы используем достаточно общие признаки, объединяющие множество товаров (из чего сделано, кому предназначено, как и где будем использовать).
И главное здесь – правильно выделить основные категории, прежде всего поняв, что покупатель ожидает от магазина вашего формата. Покупатель думает именно категориями. Поэтому мы можем выделять их согласно представлениям покупателя – правильное выделение категорий поможет нам оптимизировать выкладку и ценообразование, выработать маркетинговую политику и сбалансировать ассортимент по ширине и глубине.
В магазине
«возле дома» покупатель ищет то, из
чего можно приготовить домашний
обед, а в придорожном магазине
пользуется спросом алкоголь и продукты
по принципу «съесть-запить». Значит, в
наш ассортимент необходимо включить
те категории, которые покупатель ждет
от нас (а не те, которые нам усиленно поставщик
предлагает). Поэтому например, магазин
в спальном районе будет делать акцент
на категории «колбасы», «сыры», «замороженные
продукты», «мясо», «йогурты» и т.п. А продовольственный
магазин у оживленной загородной трассы
выберет главными категориями «куры-гриль»,
«крепкие спиртные напитки», «пиво», «соки»,
«чипсы», «шоколадные конфеты в подарочной
упаковке».
Каким товаром мы должны наполнить категорию, что бы она наиболее полно удовлетворяла потребность покупателя в товаре? Нужно отметить, что покупатель идет за категорией в магазин (за молоком, хлебом), но выбор свой совершает внутри категории (выбрать ли молоко 3,2% или 6% жирности? Купить хлеб рижский или дарницкий?). Количество и качество выделяемых подкатегорий зависит от особенностей категории и товара. Как правильно? Правильным является то построение, которое совпадает с логикой покупателя.
Каждый уровень выделяется на основании того, что это: свойства товара или бренды /коллекции /серии или ценовые сегменты /стили или единицы учета.
В одном случае это будет:
цена товара → торговая марка, производитель либо страна производства → свойства и характеристики товара → вес, объем или вид упаковки.
В другом магазине эта же категория будет покупателем выбираться по признаку: свойства → торговая марка → упаковка → цена.
Категория
не измениться, но будет разной последовательность
факторов выбора. К примеру, для покупателей
с низким уровнем дохода при выборе первым
будет вопрос о цене, а потом – о торговой
марке. А для покупателя со средним уровнем
дохода первым будет вопрос о торговой
марке, вопрос цены будет уже второстепенным.
Балансировать ассортимент по ширине нужно, основываясь на рекомендованной пропорции категорий определенных ролей. От того, какую роль мы назначим каждой категории, будет зависеть дальнейшее развитие категории в ассортименте – станет ли она прибылеобразующей и ключевой или ей предназначена роль сопутствующая. В зависимости от роли категорий будет развиваться ее структура – то, что мы называем настройкой ассортимента по глубине.
После определения
ролей категорий и направлений их развития
магазин может ставить перед этими категориями
цели. В зависимости от того, каких целей
достигает категория, она будет наполняться
теми или иными товарами – дорогими или
дешевыми, новинками или товарами для
объемной покупки.
Результатом такой работы и явится собственно ассортиментная матрица, содержащая в себе информацию о товаре и поставщиках. В матрице могут присутствовать следующие данные:
Необходимо соблюдать
меру при внесении информации такого рода
в матрицу – у товара очень много различных
свойств, которые могут быть важны в текущей
ежедневной деятельности. Но не все эти
свойства нужны в матрице, так как прежде
всего матрица подразумевает перечень
товаров, а не их описание. Чем крупнее
магазин или сеть, тем более подробной
и развернутой должна быть матрица.
Ассортиментный
минимум - перечень товарных позиций,
которые должны постоянно присутствовать
в конкретном магазине (или во всех магазинах
сети) в любой период времени вне зависимости
от сезона. Это – ядро ассортимента, его
основа. Он справедлив для всех магазинов
сети. Товары, входящие в ассортиментный
минимум, должны контролироваться категорийными
менеджерами постоянно. Наличие дефицита
по этим товарам недопустимо.