Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:26, доклад
Марка Lipton появилась благодаря замечательному человеку, серу Томасу Липтону, который сделал чай доступным по цене и отличным по качеству. Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире свой первый магазин открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. К концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом словосочетания «чай в пакетиках».
Марка Lipton появилась благодаря замечательному человеку, серу Томасу Липтону, который сделал чай доступным по цене и отличным по качеству. Создатель одной из самых знаменитых торговых марок в мире свой первый магазин открыл с капиталом в 180 фунтов стерлингов. К концу жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом словосочетания «чай в пакетиках».
----------------------<cut>---
Томас Джонстоун Липтон родился 10 мая 1850 года в Шотландии, в городе Глазго. В подвале их дома располагалась миниатюрная бакалейная лавка, в которой 8-летний Томас, помогая родителям, одновременно постигал уроки бизнеса. Когда ему исполнилось десять лет, он начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике. Следующий поворот в его судьбе, казалось, уводил далеко от бизнеса: Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт для него. Юноша начал мечтать о дальних странствиях.
Зимой 1865 года,имея в кармане всего восемь долларов, 14-летний Томас безбилетником сел на пароход, отплывающий к берегам Америки. В США Липтон поначалу не смог найти себе подходящего занятия. Он отправился на табачные плантации Вирджинии, затем на рисовые плантации Южной Каролины, колесил по всей стране, принимаясь за любую черную и малооплачиваемую работу. Повезло ему лишь спустя четыре года, когда он стал клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов Нью-Йорка. Именно в это время Липтон прошел школу, которая позволила ему в дальнейшем сформулировать основные принципы своего бизнеса: грамотную систему продаж и нестандартные рекламные приемы, обеспечившие успех его бакалейным магазинам и знаменитому чайному брэнду. Особенно привлек Липтона девиз американских бизнесменов: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными»).
Весной 1869 года
21-летний Томас Липтон возвращается
домой. Еще через два года с
капиталом в 180 фунтов новоиспеченный
бизнесмен открывает свою первую
бакалейную лавку в Глазго. В самом
начале ему приходилось совмещать
обязанности закупщика, кассира, посыльного,
управляющего и продавца.
Он закупал продукцию непосредственно
у производителей, чтобы миновать посредников.
Сам привозил в тележке товар с причала,
сам доставлял покупки клиентам, лично
наносил визиты поставщикам. Но параллельно
со всеми этими делами он постоянно думал
о том, как привлечь покупателей, чтобы,
один раз посетив его магазин, они становились
его постоянными клиентами.
Развитие торговли привело к тому, что
в 25 лет Липтон уже владел двадцатью магазинами
на западе Шотландии. Он сделал ставку
на привлечение массового покупателя,
упорно искал фермеров и оптовиков, готовых
отпускать самые дешевые товары. И все
это время грезил о том, чтобы провести
масштабную рекламную кампанию, средств
на которую у фирмы не было.
Липтон был вынужден целиком полагаться на свою фантазию и изобретательность. Витрины его магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций. Для необычного украшения магазина специально был нанят карикатурист Уилли Локхарт. Он рисовал забавные постеры, которые менялись каждую неделю, привлекая в магазин любопытную толпу. Такой многосторонний подход не мог остаться незамеченным — в итоге днем и ночью у магазинов Липтона толпились люди.
Постепенно рекламные акции фирмы стали затрагивать все более широкую общественность. Специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра. Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа. Рекламные акции Томаса Липтона всегда были на редкость оригинальны. Он не создавал поводов для рекламирования, а старался увидеть их в любой возможности. Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. «Подождите!» — крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с ярко-красными надписями: «Пейте чай Липтон!».
В 1901 году Липтон построил яхту, которая на протяжении многих лет участвовала в гонках на Кубок Америки и так ни разу не победила. Липтон даже завоевал титул «самого почетного аутсайдера». Но уже от стремления к победе был определенный успех-коммерческий. Сражения за Кубок Америки были, в первую очередь, акцией, направленной на продвижение торговой марки Lipton в Америке.
В 35 лет Томас
Липтон купил продовольственные
склады в Чикаго и фабрику по упаковке
продуктов. К этому времени его
разветвленная торговая сеть, охватывала
не только Великобританию, но и другие
страны Европы. Чуть позже к ним
прибавилось еще и несколько
магазинов в разных штатах Америки.
Томас Липтон или из истории чая
Миллиона фунтов стерлингов доходы предприимчивого бизнесмена достигли к 1890 году. Казалось бы, наконец-то можно отдохнуть,воплотив в жизнь детскую мечту — дальние морские путешествия. Но Липтон отказался от морских странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было выбрано вовсе не случайно. На тот момент кофе (единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю) был в большом дефиците. Причина тому — губительная болезнь, поразившая кофейные деревья на Цейлоне. Большая их часть пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными кустами. Смекалистый Липтон воспользовался неслыханной дешевизной сельскохозяйственных угодий на острове. Чтобы не посвящать в свои дела конкурентов, он заявил, что отправляется открывать магазины в Австралии, а сам тайно приехал на Цейлон, где приобрел 5500 акров чайных плантаций.
Чайный рынок
Томас Липтон завоевывал по всем правилам
маркетинга и логистики: наладил
бесперебойные поставки товара в
Англию, много внимания уделял складским
и упаковочным службам. Его плантации
превратились в полигон для испытания
технических новшеств. Например, чтобы
облегчить доставку чайного листа
с плантации к месту
Это решение
позволило продавать товар
«Прямо с
плантации — в чашку» — гласил
один из первых слоганов, придуманных
самим Липтоном. Он красовался на плакатах,
расклеенных во всех британских поездах
и автобусах, и подтверждался
тем, что разгрузка чая в британских
гаванях превращалась в настоящее
шоу. Ящики с товаром сопровождал
сингалезский оркестр, колоритные участники
которого плясали и играли на экзотических
инструментах.
Цель, которую поставил перед собой Липтон,
была такой: чай должен быть доступным
по цене и при этом хорошего качества.
Для этого ему пришлось бороться не только
с издержками, повышающими себестоимость
товара, но и с некоторыми предрассудками.
В то время в обществе ходили слухи, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя… овечий помет. Чтобы изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров — специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.
В числе
достижений Липтона — создание для
пакетов с его чаем узнаваемой
упаковки. Он не ошибся: чай, упакованный
в аккуратные пачки с изображением
сингалезской красавицы с корзиной
на голове, стал своеобразным символом
эпохи, а сам Липтон превратился
в непременный атрибут масс-
Важным новшеством Липтона было то, что именно липтоновский чай стал впервые в мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в начале 20 века внедрил ее в производство.
В числе поклонниц отличного вкуса чая Lipton были не только простые смертные, но и сама королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал формированию «английского стиля жизни» и что вклад его достоин титула сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари. В 1898 году фирма акционировалась. Председателем правления стал сам Липтон. Высокий спрос на акции принес ему более 2 млн.фунтов стерлингов.
С самого начала
продаж на рынок были предложены три
сорта чая Lipton. Лучший из них назывался
Quality-1 — он продавался в желтой упаковке
с красной эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт
известен всему миру как Lipton Yellow Label.
В 1972 году, задолго после смерти Липтона, англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона. А несколько лет назад концерн вложил в кампанию по обновлению имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно конкурировать с другими производителями безалкогольных напитков (например, такими как Coca-Cola), Unilever сделал ставку на полезные свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не закончилось: чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки. Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре Томасе Липтоне. Объяснялось это устареванием брэнда, которому угрожала опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со стороны современных торговых марок. Но этого не произошло. Брэнд Lipton устоял, и сейчас чай в традиционных желтых коробках остается одним из самых узнаваемых продуктов.
Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне. Своим почитателям и любителям знаменитого чая он оставил огромную чайную империю с подразделениями в разных странах. Известный чаеторговец не оставил наследников — его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благотворительные цели. Созданная им бессмертная торговая марка не просто существует, а процветает и по наши дни.