Ювелирные изделия с драгоценными камнями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Некоторые камни в разное время помещали в разные разряды и относили то к драгоценным, то к полудрагоценным, другие занимали постоянное место во всех классификациях. Существует также неопределенность и в терминологии: такие понятия, как «самоцветы», «цветные камни», «драгоценные камни» разные ученые трактуют неодинаково.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные определения…………………………………………………………5
1.1 Основные свойства камней…………………………………………………..6
1.2 Основные виды огранки……………………………………...………………8
1.3 Основные формы огранки…………………………………………………..11
1.4 Закрепка камней……………………...……………………………………...13
2 Характеристика драгоценных и полудрагоценных камней………………...16
2.1 Драгоценные камни………………………………………………………….17
2.2 Полудрагоценные камни………………………………………………….…32
3 Обзор ассортимента ювелирных изделий со вставками…………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.doc

— 684.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основные определения…………………………………………………………5

    1. Основные свойства камней…………………………………………………..6

1.2 Основные виды огранки……………………………………...………………8

1.3 Основные формы огранки…………………………………………………..11

1.4 Закрепка камней……………………...……………………………………...13

2 Характеристика  драгоценных и полудрагоценных  камней………………...16

2.1 Драгоценные камни………………………………………………………….17

2.2 Полудрагоценные камни………………………………………………….…32

3 Обзор ассортимента ювелирных изделий со вставками…………………….40

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………43

Приложения……………………………………………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В каждом драгоценном камне, как в  капле воды, отражено всё величие  природы, и любого из них достаточно, чтобы ощутить верх ее совершенства",- так характеризовал камни-самоцветы древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший (23-79 гг.) в своей «Естественной истории». Очарование цветных драгоценных камней пленило людей со времен  самого зарождения цивилизации. Для наших предков голубизна сапфира олицетворяла небеса, а красный цвет рубина служил напоминанием о самой сути жизни. Со времен Римской империи кольца с драгоценными камнями почитались как символы власти, и наиболее могущественные властители носили по кольцу на каждом суставе каждого пальца!

      Начиная с древнейших времен, считалось, что  цветные драгоценные камни обладают внутренней волшебной силой и  способностью наделять владельца определенными  качествами. Согласно легенде, изумруды благотворно влияли на зрение, желтые камни избавляли от желтухи, а красные камни останавливали кровотечение. Когда-то считалось, что если мужчина носил рубин, то это свидетельствовало о власти, знатности, повелительности и мстительности; если рубин носила женщина, то это свидетельствовало о гордости, упрямстве и высокомерии. Если мужчина носил голубой сапфир, то это указывало на мудрость, высокие и великодушные помыслы; если же голубой сапфир носила женщина, то это указывало на ревнивость, учтивость и бдительность. Для мужчины изумруд означал довольство, мимолетную надежду и конец дружбы; для женщины изумруд означал безосновательные мечты, детский восторг и перемены.

     Ювелирные камни классифицируются по ряду признаков. К ним относятся такие как  твердость, прозрачность, окраска, блеск, частота распространения в природе, долговечность, наконец, рыночная стоимость.

     Классификации ювелирных камней неоднократно составлялись на протяжении последних двух столетий минералогами разных стран. По мере открытия новых месторождений, изменения приоритетов и рыночной конъюнктуры классификации уточнялись, пересматривались, создавались новые.

     Некоторые камни в разное время помещали в разные разряды и относили то к драгоценным, то к полудрагоценным, другие занимали постоянное место во всех классификациях. Существует также неопределенность и в терминологии: такие понятия, как «самоцветы», «цветные камни», «драгоценные камни» разные ученые трактуют неодинаково.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Основные определения

      В России в соответствии с Федеральным Законом от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными камнями считаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

      Камни драгоценные – природные минералы, используемые для изготовления украшений или декоративных предметов и ценимые наиболее высоко (ограненный алмаз – бриллиант, изумруд, рубин, сапфир).

      Камни полудрагоценные – прозрачные природные  минералы, которые имеют меньшую  стоимость по сравнению с алмазом, изумрудом, рубином, сапфиром.

      Камни поделочные – непрозрачные природные  минералы, используемые для изготовления декоративных изделий и недорогих  украшений.

     Камни натуральные - природные твердые  тела, образующиеся на поверхности  и в глубинах Земли (минералы и горные породы). К ним также причисляют некоторые материалы органического происхождения (жемчуг, янтарь, коралл).

     Камни синтетические – искусственные  материалы, имеющие тот же химический состав, структуры и физические свойства, как и природные аналоги (синтетические рубин, изумруд, опал), и визуально от них неотличимые. 
 Имитации – копии драгоценных камней, имитирующие внешний вид, цвет и эффекты оригиналов, но обладающие иными химическими и физическими свойствами.

    1. Основные свойства камней
  • Твердость. Твердость минералов описывается по специальной шкале (Шкале Мооса), в которой твердость минерала оценивается от 1 до 10 (1 соответствует самому мягкому, 10 - самому твердому минералу, алмазу)- любой минерал царапается всеми другими минералами, твердость которых больше и сам царапает минералы с меньшей твердостью.
  • Спайность. Некоторые минералы обладают спайностью – способностью раскалываться в одном или нескольких направлениях. Наличие спайности осложняет огранку ювелирных камней; такие камни менее устойчивы к ударам, так как могут растрескаться по плоскостям спайности.
  • Оптические свойства ювелирных камней. Драгоценные камни завораживают красивым цветом, ярким блеском и «игрой».

     Цвет минерала определяется особенностями его структуры и химического состава.

     Блеск камня – это степень отражения света от его поверхности. Твердые камни обладают большим блеском, чем мягкие. У ограненных камней блеск больше, чем у неограненных. Для описания блеска используются термины «металлический», «стеклянный», «алмазный», «восковой», «жирный», «матовый», «перламутровый», «шелковистый», «смолистый».

     Игра  – свойственна ряду драгоценных камней, например алмазу, и обусловлена особым физическим свойством – дисперсией, явлением, которое вызывает сияние, световую игру камня. Луч белого света, проходя через ограненный камень, разлагается на цвета радуги, и как результат мы наблюдаем «игру» - цветовые вспышки на гранях.

     Определение и описание остальных оптических свойств, присущих тому или иному  камню, приведены ниже.

     Дисперсия - это явление, которое вызывает сияние, световую игру камня, обусловленную разложением луча света, попадающего внутрь камня, на цвета спектра (бриллиант, циркон).

     Люминесценция – это способность ряда драгоценных камней светиться под воздействием ультрафиолетового излучения, причём совсем другим цветом, нежели при дневном свете. Люминесценция драгоценного камня, также как и окраска, обусловлена присутствием в нём примесей.

     Акцентировать внимание на видах  люминесценции: фосфоресценция – явление, при котором камень продолжает светиться в течение некоторого времени после прекращения воздействия на него ультрафиолетового излучения; и флюоресценция – явление, при котором свечение драгоценного камня происходит только в течение того времени, когда он освещён ультрафиолетовыми лучами.

     Александритовый эффект - изменение цвета камня в зависимости от освещения (александрит).

            Авантюриновый эффект – оптический эффект, проявляющийся в сверкании многочисленных мелких бликов внутри камня. Обусловлен отражением от пластинчатых включений (авантюрин, солнечный камень).

     Адуляризация – эффект, при котором камень, ограненный в форме кабошона, обладает голубовато-белым мерцанием, которое при повороте камня скользит по его поверхности. Характерен для лунного камня.

     Астеризм – оптический эффект в виде трёх-, четырёх-, шести- или двеннадцатилучевой звезды, наблюдаемый при отражении света от упорядоченных включений рутила (рубин, сапфир, аквамарин).

     Иризация – яркая радужная цветовая игра на основе разложения света в местах трещин, включений (лабрадор).

     Кошачий глаз – проявляется в виде тонкой переливчатой полоски, возникающей при отражении света от микроскопических параллельно ориентированных игольчатых включений или пустот. Различают кошачий глаз (зелёный), соколиный (голубой, синий), тигровый (коричневый, золотисто-жёлтый). Если речь идёт просто о «кошачьем глазе», то подразумевается цимофан. Ко всем прочим камням с этим эффектом необходимо добавлять указание названия камня, например, «кварцевый кошачий глаз».

     Опалесценция  – молочно белый или голубоватый отлив, сияние, возникающее в результате рассеяния света мелкими (меньше 1 мк) включениями (опал, лунный камень, розовый кварц).

     Опализация – радужная игра цветов, обусловленная разложением света на слоях частиц кремнезёма, содержащихся в камне; этот эффект характерен для благородного опала.

            Полихромная окраска  – разноцветная, неравномерная окраска камня. Существует два типа цветовой зональности – поперечно-полосчатая (цветовые зоны расположены поперёк кристалла) и концентрическая (цветовые зоны расположены вдоль его главной оси). Встречается у турмалина, аметрина.

1.2 Основные виды  огранки

     Красота драгоценного камня определяется цветом и оптическими свойствами, проявляющимися в результате огранки и полировки: блеском, «игрой» или разнообразными оптическими эффектами. Если камень имеет слишком насыщенную (или темную) окраску, при огранке ему придают более плоскую форму, чтобы камень казался светлее. Блеск камня наиболее сильно проявляется на гладких полированных поверхностях, которые отражают падающий на камень свет: чем лучше отполирован камень и чем чище его поверхность, тем сильнее он блестит. Неудачно обработанный камень может потерять «игру», выглядеть слишком темным или слишком светлым.

     Обычно  ювелирные камни гранят в виде кабошона или придают им фацетную огранку.

     Кабошон – один из самых древних способов огранки, который заключается в придании камню округлой формы, без граней («К»). Этот вид огранки подходит практически для всех ювелирных камней и, особенно для камней с эффектами – астеризмом, «кошачьего глаза»

     Фацетная – нанесение на поверхность камня плоских граней («Г»). Обычно используется для прозрачных и полупрозрачных камней. Существуют разнообразные формы фацетной огранки – круглая, овал, маркиз и др., которые считают в наши дни  традиционными. Огранки необычной формы или с нестандартным расположением граней носят название фантазийных. Различают три типа фацетной огранки, которые определяются формой и взаимным расположением граней: ступенчатую, клиньевую и смешанную (сочетает в себе элементы клиньевой и ступенчатой огранки, иногда кабошона, например низ - фацетная огранка, верх -кабошон («Кмб»)).

     Бриллиантовая - огранка круглой формы. Полная – 57 граней: 33-образуют корону, 24-павильон. Неполная – 17 и 33 грани. Бриллиантовая огранка бывает нескольких видов. Наиболее распространены: «восьмерка» - имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях; и «роза» (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.)- огранка без площадки и нижней части.

     Ступенчатая – фасеты располагаются друг над другом, большинство из них имеет параллельные ребра. Форма верхней площадки - многоугольник, боковые грани имеют форму трапеции или равнобедренных треугольников. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Эта огранка позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.

     Клиньевая огранка – разновидность ступенчатой огранки, при которой каждая фасета делится на четыре клина. Применяется для камней фантазийных форм (маркиз, груша, овал, сердце, принцесса, радиант и т.д.).

     Изумрудная  ступенчатая огранка применяется при прямоугольной  со скошенными углами форме огранки. Используется в основном для обработки изумрудов. Самой признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

     Цейлонская  ступенчатая огранка дает возможность максимально сохранить массу камня, при этом на самоцвет наносится множество мелких фасет.

     Табличная огранка – простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, особенно печаток.

Информация о работе Ювелирные изделия с драгоценными камнями