Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:11, курсовая работа
Тара — это товарная упаковка, применяемая при перевозке и хранении товаров. Она предназначена для обеспечения сохранности количества, качества товаров, предохраняет их от внешних воздействий, потерь и порчи. Все товары и продукты, которые перерабатываются или реализуются различными предприятиями, доставляются в таре. Различные физико-химические свойства сырья, продуктов, готовых изделий определяют необходимость использования разнообразных видов тары.
Введение……………………………………………………………3
Основные задачи, функции, виды и свойства тары и упаковки
1.1 Функции и требования, предъявляемые к упаковочным
материалам и таре………………………………………………….5
1.2. Основные виды и свойства тары и упаковки…………….9
1.3. Унификация и стандартизация тары……………………..11
2. Классификационные признаки тары и упаковки……………..14
3. Укупорочные средства……………………………………….....21
4. Потребительская упаковка и ее влияние на продвижение товара……………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………...……26
Список используемой литературы…………………………….…28
Вид тары – классификационная единица, определяющая тару по форме. К основным видам тары относят: банки, аэрозоли, бадьи, бобины, бутылки, бочки, бункеры, гнезда, горшки, дорожные сундуки, коробки, ящики, обрешетки, баллоны, пакеты, тубы и пр. Более подробно о них речь пойдет далее.
Свойства тары и упаковки обширны и напрямую зависят от особенностей как самой упаковки, так и упакованного в нее товара. В целом свойства тары и упаковки можно рассмотреть, опираясь на потребительские требования, предъявляемые к упаковке.
К функциональным требованиям можно отнести следующие свойства: газопроницаемость; теплостойкость; морозостойкость; светостойкость; влагостойкость; коэффициент светопропускания; степень набухания; коррозионная стойкость; паропроницаемость; жиростойкость; ароматонепроницаемость; давление выпучивания дна (газированные продукты).
К требованиям надежности относятся: срок годности (службы); прочность при ударе; разрывная нагрузка; прочность при сжатии; ударная вязкость; герметичность укупорки; устойчивость к торцевому сжатию; коэффициент скольжения; возможность ремонта (для возвратной тары).
К эргономическим требованиям относятся: отсутствие вымывания (миграции) токсичных соединений; стерилизуемость; загрязняемость; устойчивость к дезинфицирующим средствам; удобство открывания; удобство дозирования; удобство переноски; возможность повторного закрывания; защита от преднамеренного вскрытия детьми; форма; цвет; сочетание цветов; возможность прочтения информации.
К эстетическим требованиям относятся: отсутствие дефектов; знаковость; оригинальность; соответствие формы назначению; эргономическая приспособленность формы; правдивость выражения; организованность объемно-пространственной структуры; выразительность; органичность декора; чистота выполнения контуров; тщательность покрытия; четкость маркировки; стабильность товарного вида (формоустойчивость).
К требованиям безопасности относятся: величина ПДК (предельно допустимая концентрация); величина ДКМ (допустимые количества миграции); величина ОБУВ (ориентировочные безопасные уровни воздействия); класс опасности; хрупкость; устойчивость к растрескиванию при перепаде температур.
К экологическим требованиям относятся: величины ПДК в воздухе рабочей зоны; возможность повторной переработки; степень биоразложения; состав продуктов горения; возможность применения технологии рециклинга.
Перечень этих свойств может варьироваться
в зависимости от конкретных видов и типов
упаковки.
Весь смысл унификации тары состоит в процессе выделения многообразия видов, размеров и форм тары и приведения их к определенному числу типоразмеров и закреплению их за товарными группами.
Необходимо найти оптимальное решение размеров и габаритов тары, чтобы было легко осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, хранить и транспортировать продукцию.
Определенные размеры и габариты тары позволяют унифицировать габариты транспортных средств, подобрать специальные механизированные погрузчики, что в значительной степени позволяет облегчить работу предприятиям. Такими оптимальными размерами принято считать 600x400 мм. Отсюда следует деление тары на малогабаритную, размеры которой лежат в пределах указанного размера и крупногабаритную, превышающую эти размеры.
В соответствии с ГОСТом 21140-88 «Тара. Система размеров» единая система размеров тары строится с учетом номинальных размеров поддонов 1200x1000 и 1200x800 мм. Площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. При разработке потребительской тары учитывают внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры. А также размеры тары нормируются по высоте.
Стандарты устанавливают размеры тары, а также рекомендуют примерные схемы ее размещения на поддоне. Существует показатель транспортабельности, который включает в себя коэффициент складирования, указывающий на степень использования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования, свидетельствующий о степени использования поддона.
Большое значение имеет стандартизация тары. Стандартизация предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материалов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса.
Основной задачей стандартизации тары является установление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.
Основными целями стандартизации упаковки являются:
1) создание комплекса нормативной документации, позволяющего правильно выбирать и проектировать упаковку для всего многообразия продукции;
2) широкая унификация тары, связанная со всеми звеньями ее обращения: единство механизации и амортизационных свойств транспортной тары, возможность укладки в контейнеры, технологичность и взаимозаменяемость потребительской тары, возможность создания рациональной укладки в групповой таре;
3) нормативное и техническое обеспечение высшего качества упаковки, единство показателей качества для однородной группы упаковочных материалов и тары, выработанной из конкретного вида материала;
4) обеспечение нормализации как документации, так и упаковки системами международных стандартов.
На тару существуют следующие виды стандартов:
1. Система организационно-методических стандартов включает в себя стандарты, которые относятся к государственной системе обеспечения единства измерений. Согласно требованиям ГОСТа вводится специальный маркировочный знак «Ф» – соответствие количества фасованных товаров в упаковке установленным требованиям. Он свидетельствует о том, что производитель, фасовщик или импортер, выпускающий данную продукцию в обращение, осуществляет метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках и обеспечивает его соответствие установленным требованиям.
2. Система общетехнических стандартов включает в себя стандарты на термины, условные обозначения, кодирование, метрологические измерения.
3. Стандарты на конкретную продукцию распространяются на размеры, виды, сорта, марки, конструкцию, приемку, транспортирование, маркировку и хранение. Это стандарты типа «Общие технические требования» и «Общие технические условия».
Требования к стандартизации тары предъявляются исходя из следующих факторов:
1) факторы, влияющие на товар со стороны упаковки;
2) факторы, влияющие на тару со стороны упакованного товара;
3) внешний эксплуатационный фактор, связанный с механическим воздействием;
4) внешние эксплуатационные факторы, связанные с климатическим воздействием.
Эти требования объединены в стандарты, определяющие факторы внешнего старения, коррозий, влагостойкости, стойкости к гниению. Требования к сырьевым материалам и полуфабрикатам, общетехнические требования к таре, упаковочным материалам, метрологическим испытаниям способствуют сохранению качества упакованной продукции по основным показателям, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации товаров в торговой сети.
Система стандартизации тары основывается
на принципах единых подходов к классификации
и оптимизации массы конкретных видов
тары и приведению рациональных габаритов
с учетом применяемых транспортных средств.
Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков. К тому же, сложность классификации заключается в том, что она является фасетной, а не иерархической, где каждый признак подчинен другому. Здесь классификационные группировки состоят из отдельных групп, поэтому классифицировать можно по множеству признаков и свойств, присущих той или иной таре и упаковке. Примерная классификация следующая:
1) функции в процессе товарного обращения;
2) кратность использования;
3) принадлежность;
4) функциональное назначение;
5) метод изготовления;
6) конструктивные особенности;
7) физико-механические свойства (устойчивость к нагрузкам);
8) устойчивость к внешним воздействиям;
9) материал изготовления (тип тары);
10) вид тары;
11) вид укупорочного средства и вспомогательных средств.
По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.
1. Транспортная тара (внешняя) применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу. Она может быть крупно– и малогабаритной, а также принадлежать организации, участвующей в процессе обращения.
Основными видами транспортной тары являются:
Барабан – тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.
Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110 мм.
Бочка – транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, и доньями, причем последние являются отличительной чертой бочки.
Мешок – мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая клапаном, а дно мешка может быть склеенным, сварным или сшитым.
Мягкий контейнер – (нестандартизованный термин «big bag») «транспортная мягкая тара» большой вместимости, по форме аналогичная мешку, имеет стропы для удобства переноса при помощи подъемных приспособлений.
Фляга (бидон) – многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной меньшего диаметра, с приспособлением для переноса, горловиной и крышкой с затвором.
Канистра (бидон) – может быть транспортной или потребительской тарой с корпусом, имеющим в сечении, параллельно дну, форму, близкую к прямоугольной, с ручкой для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
Баллон – тара, имеющая закругленное дно, удобное для равномерного распределения давления. Стеклянный баллон называют бутылью и транспортируют вместе с корзиной.
2. Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве товара, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.
Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно-конструкторское исполнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой, зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.
Различают следующие основные виды потребительской тары:
Бутылка (сосуд, флакон) – емкость с плоским или вогнутым дном, преимущественно цилиндрическим корпусом, плавно переходящим в горловину. Диаметр горловины меньше диаметра дна. При ее использовании предусматривается укупоривание колпачком или пробкой.