Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:22, контрольная работа
1. Охарактеризуйте классификацию и ассортимент теплоизоляционных строительных материалов.
Эргономические требования характеризуют удобство пользования бытовыми фарфоровыми изделиями и их гигиенические особенности.
К первой группе относятся показатели, характеризующие соответствие изделий антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека.
Антропометрические требования характеризуют уровень соответствия наружных и внутренних диаметров, размеров ручек, держателей крышек изделия форме и размерам руки человека. Так, ручка сосуда должна быть согнута по форме указательного пальца, иначе она выскальзывает из руки. Неудобны, например, чайники с недостаточным углублением и неправильным углом гнезда для крышки, а также ручками и носиками неправильной формы. Носик несовершенной конструкции – без достаточного перегиба в верхней части – подтекает, особенно при медленном наливании жидкости. Для того чтобы крышки чайников не выпадали, наряду с углублением гнезда целесообразно предусмотреть специальные выступы на крышках. Толщина и форма борта, ножки должны обеспечивать необходимую механическую прочность при транспортировании и эксплуатации изделия.
Физиологические и психофизиологические требования характеризуют соответствие изделий силовым возможностям человека и его психологическим навыкам потребления пищи и напитков.
Во вторую группу включены показатели, характеризующие тепловые, звуковые, биологические свойства и гигиеничность.
Гигиенические требования характеризуют уровень нагревания и охлаждения изделий, уровень загрязняемости и очищаемости, безвредность керамических красок и глазури.
При определении уровня нагревания фарфоровых изделий обращают внимание, прежде всего на нагрев ручек чайника и кофейника.
Уровень загрязняемости и очищаемости зависит от адсорбционной способности глазури, характера поверхности, наличия различных приставных деталей и лепных украшений, величины поверхностей, не покрытых глазурью. Верхний диаметр емкостных изделий должен обеспечивать возможность мытья их.
Изделия с гладкой поверхностью значительно меньше загрязняются и легче очищаются, чем изделия с шероховатой поверхностью и приставными деталями.
К эстетическим требованиям, характеризующим способность фарфоровых изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность, относятся: целостность композиции, рациональность формы, информативность и совершенство производственного исполнения.
Целостность композиции проявляется в гармоничном единстве частей и целого, органической связи элементов формы изделия, согласованности с другими предметами домашнего обихода и интерьера в целом.
Целостность композиции характеризует общее пространственное решение формы, ее декоративность, художественно-конструктивное решение, возможность членения формы на одинаковые или отличные друг от друга элементы, а также пропорциональность формы с характерными для нее масштабностью, контрастностью, гармоничностью композиции.
Рациональность формы изделий проявляется через логичность пространственного и декоративного решения формы и ее элементов и соответствие пластики формы свойствам материала и технологии его обработки. Изделия, форма которых рациональна, наиболее прочные и долговечные, а изделия нерациональной формы обладают меньшей полезностью. Особые требования предъявляют к форме изделий для детей. Эта посуда должна быть максимально устойчивой и многофункциональной.
Информативность бытовых фарфоровых изделий проявляется в оригинальности формы, отличающей данное изделие от других, в соответствии господствующим в данный момент стилю и моде.
Совершенство производственного исполнения определяется чистотой и правильностью исполнения контуров рисунка и соединений отдельных элементов, тщательностью и четкостью исполнения глазурных и декоративных покрытий, фирменных и маркировочных знаков.
Показатели эстетических свойств имеют особое значение при оценке качества изделий художественно-декоративного назначения.
Надежность в потреблении. Важными требованиями к фарфоровым изделиям бытового назначения являются долговечность и сохраняемость. Долговечность изделий зависит от физического и морального износа, который обусловлен как особенностями строения черепка и конструктивного решения, так и ухудшением утилитарных и эстетических свойств. При этом под сохраняемостью изделий понимают, прежде всего, сохраняемость их утилитарных и эстетических свойств в том виде, какой они имели при выпуске с производства. Она имеет также важное значение при транспортировании и хранении изделий.
Особое внимание при оценке качества фарфоровых изделий уделяют наличию, размерам, расположению и количеству дефектов.
Фарфоровые изделия по форме, размерам, декорированию, белизне, механической прочности, термической и химической стойкости, водопоглощению, просвечиваемости и цвету должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и установленным нормативам.
Качество фарфоровых изделий оценивают лабораторным и органолептическим методами. Инструментальным методом определяют белизну, термическую и химическую стойкость глазури и разделки, плотность и водопоглощение. Органолептически устанавливают наличие дефектов и соответствие изделий требованиям стандартов и технических условий.
Белизна фарфоровых изделий должна быть не менее 55% и не менее 63%. Водопоглощение черепка не должно превышать 0,2%. Термическая стойкость обычных изделий не ниже восьми теплосмен, тонкостенных – семи.
При установлении сортности по ограничительной системе определяют вид, размер, количество и местонахождение дефектов, а также их влияние на внешний вид, гигиенические, механические и термические свойства изделий. Наиболее строго регламентируются дефекты, находящиеся на лицевой поверхности и влияющие на снижение основных свойств.
Все дефекты фарфоровых изделий делят на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.
Дефекты черепка и глазури наиболее разнообразны и многочисленны. Одни из них ухудшают внешний вид изделий, другие отрицательно влияют на их свойства.
К дефектам черепка и глазури относятся деформация, цек, мушка, выплавка, засорка, задувка, натеки глазури, плешины, пузыри и прыщи, наколы, выбоины и щербины, трещины, подрыв носиков и ручек и др.
Деформация выражается в искажении формы и размеров всего изделия или отдельных участков его. Этот дефект чаще всего встречается на изделиях тонкостенных и большого диаметра. Образуется из-за неоднородного состава массы, при установке изделий на неровную поверхность, нарушении режима обжига и т. д. Величина деформации определяется в миллиметрах и сантиметрах.
Цек – мельчайшая сетка трещин в глазурном слое. Причины возникновения его: несоответствие коэффициентов термического расширения черепка и глазури, неравномерная толщина глазури. Цек – недопустимый дефект, он ухудшает внешний вид и гигиеничность изделий.
Мушка – небольшая точка темно-серого, коричневого или черного цвета на поверхности изделия. Образуется при наличии в массе примесей окислов железа, пирита, черной слюды и др. Это самый распространенный дефект.
Выплавка имеет вид темно-коричневых пятен. Образуется при большом содержании железистых примесей и попадании в массу металла от аппаратуры.
Мушки и выплавки допускаются в зависимости от их количества, размера и местонахождения. Сквозная выплавка не допускается.
Засорка образуется при попадании на поверхность изделия частиц шамота от капселя, этажерок и других посторонних предметов. Она бывает подглазурная и надглазурная. Надглазурную засорку удаляют шлифованием либо полированием, после чего на поверхности изделия остаются матовые участки. При этом снижается блеск, и ухудшаются гигиенические свойства изделий.
Задувка – участки темно-серого или коричневого цвета на поверхности изделия. Результат обжига изделий в капселях с трещинами, а также в капселях, плохо защищающих от воздействия пламени и золы. Задувка ухудшает внешний вид; на изделиях 1-го сорта не допускается.
Натеки глазури – утолщения глазурного слоя на отдельных участках изделий. Образуются они при применении легкоплавкой глазури, температура плавления которой не соответствует температуре обжига, а также вследствие небрежного глазурования.
Плешины – места на поверхности изделия, не покрытые глазурью и поэтому легко загрязняющиеся в процессе эксплуатации. Образуются они при небрежном обращении с изделиями перед глазурованием или плохой очистке поверхности изделия от пыли, которая препятствует контакту глазури с черепком и закреплению ее. Плешины не только ухудшают внешний вид изделий, снижая блеск поверхности, но и отрицательно влияют на их гигиенические свойства. Размер их определяют по площади.
Пузыри и прыщи – следствие запоздалого выделения газов во время спекания черепка.
Наколы представляют собой кратероподобные углубления в глазурном слое. Образуются они во втором периоде обжига вследствие выделения продуктов сгорания сажистого углерода в окислительной среде после того, как глазурь уже расплавилась и покрыла ровным слоем черепок. Наколы снижают блеск, ухудшают гигиенические свойства изделий.
Выбоины и щербины – неровности на поверхности изделия. Они могут быть заглазурованными и незаглазурованными. Размер выбоин и щербин определяют по глубине или площади.
Трещины возникают при разной влажности отдельных участков изделия или нарушении температурного режима сушки и обжига.
Подрыв носиков и ручек встречается в местах присоединения деталей к корпусу изделий. Причиной его образования могут быть различные влажность и состав черепка и деталей, в результате чего при обжиге происходит неравномерная усадка. После обжига под глазурным слоем образуется трещина, вследствие чего снижается механическая прочность изделий.
Дефекты декорирования отрицательно влияют на внешний вид изделия. К ним относятся сборка деколи и разрыв краски, пережог и недожог краски и деколи, помарки краской, царапины на рисунке, отслоение краски. Указанные дефекты, за исключением помарки краской и царапин на рисунке, возникают при нарушении температуры и режима муфельного обжига. Так, при пережоге сильно изменяется цвет, при недожоге появляется матовость. Помарки краской и царапины на рисунке – результат неаккуратного обращения с изделиями при декорировании.
Фарфоровые изделия по уровню качества делят на три категории – высшую, первую, вторую. Уровень качества фарфоровых изделий определяют по методике, разработанной ГИКИ: по 40-балльной системе с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». При этом учитывают, прежде всего, механическую прочность, белизну, термическую устойчивость, а также свойства, характеризующие внешний вид изделий, обращая основное внимание на оригинальность рисунка и формы. Кроме того, оценивают удобство при эксплуатации, рациональность комплектации наборов и сервизов.
Изделиям, получившим оценку «отлично», присваивают Знак качества. Аттестованные изделия должны соответствовать требованиям, предъявляемым к изделиям 1-го сорта; белизна обычных изделий должна быть не ниже 67%; тонкостенных – 68 и декоративных – 65%. Не допускаются плешины и сборка глазури, прыщи, а также дефекты декорирования.
Маркировку наносят на обратную сторону керамических изделий несмываемой краской или декалькоманией, а затем закрепляют ее обжигом. На дне изделия указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. На мелкие изделия и на майолику наклеивают этикетку с указанием цены. Цвет краски и этикетки зависит от сорта изделий: красный – для изделий 1-го сорта, синий – 2-го, зеленый – 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят государственный Знак качества.
Упаковывают керамические изделия в пачки, пакеты и картонные коробки. Чашки с блюдцами завертывают в бумагу через одно изделие, а затем по 2-6 шт. упаковывают пачками.
Кружки упаковывают в пакет или коробки, предварительно завернув их в бумагу по 4 шт. каждого размера. Изделия, входящие в сервиз, укладывают в картонные коробки массой не более 20 кг. Тарелки завертывают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40 шт. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой.
Художественно – декоративные и подарочные изделия упаковывают в коробки из гофрированного картона, строго фиксируя их положение. На каждое упакованное место наклеивают этикетку с указанием наименования завода-изготовителя, наименования и количества изделий, сорта, группы сложности разделки, даты и номера ГОСТа или ТУ.
Транспортируют керамические изделия в железнодорожных вагонах или контейнерах. Для предохранения изделий от разрушения пол и каждый ряд изделий, а также все свободные места и зазоры между рядами застилают древесной стружкой. В нижних рядах размещают массивные изделия, в верхних – более легкие и ценные. Если в пути предполагаются перевалки, то изделия упаковывают в деревянные ящики массой по 100–140 кг. На контейнерах и железнодорожных вагонах должны быть предупредительные надписи «Осторожно, стекло!»
продолжение Несмотря на тщательную упаковку, при транспортировании возможен бой изделий сложной формы. Нормы боя изделий установлены в процентах от стоимости партии товара в зависимости от вида изделий, вида транспорта, места расположения склада, дальности расстояния, вида упаковки.
Хранят керамические изделия в упакованном виде при температуре от 5 до 40°С и относительной влажности до 80% в сухих проветриваемых помещениях, защищая от воздействия атмосферных осадков и загрязнения. Изделия размещают на стеллажах по видам, сортам, сложности разделок и другим признакам. На стеллажах необходимо иметь трафареты для учета реализации и запасов изделий на складе. В районах Арктики и Крайнего Севера керамические изделия хранят в закрытых помещениях при температуре от –40 до 30°С и относительной влажности до 98%.
3 Определите соответствие требованиям ГОСТа 2839-89 кофейника фарфорового, ёмкостью 600 мл, имеющего пороки:
Информация о работе Контрольная работа по "Товароведение непродовольственных товаров"