Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:03, контрольная работа
1. Потребительские свойства товаров. Надёжность товара и его показатели
2. Правила расчёта с покупателями
3. Конкурентоспособность товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности.
-узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
-производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает
опыт, небольшие фирмы особенно активно
действуют в производстве товаров,
проходящих стадии формирования рынка
и ухода с него. Дело в том, что
крупная фирма обычно неохотно идет
первой на производство принципиально
новой продукции. Последствия возможной
неудачи для нее намного
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
Движущей
силой конкуренции является стимул
к нововведениям. Именно на основе нововведений
удастся повышать качество продукции
(услуг), улучшать полезный эффект товара,
тем самым добиваться конкурентного
преимущества данного товара. Таким
образом, обеспечение
Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор».
Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» -- делающий, производящий , это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
1. Классификация Гарбацевича .
· внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
· внутренние
факторы: определяются требованиями потребителей:
цена, качество, сроки строительства,
гарантийное и сервисное
2.Классификация Трубилина .
· факторы внешнего формирования - тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
· показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
· экономические показатели -- показатели, формирующие себестоимость и цену товара.
3. Наиболее
подробно и комплексно, на наш
взгляд, факторы конкурентоспособности
товара представлены у Р.
Внешние факторы:
1. Уровень
конкурентоспособности страны (с
увеличением этого показателя
улучшаются все интегральные
и частные показатели
2. Уровень
конкурентоспособности отрасли
(с увеличением этого
3. Уровень
конкурентоспособности региона
(с увеличением этого
4. Уровень
конкурентоспособности
5. Сила конкуренции
на выходе системы, среди ее
конкурентов (старых и новых) (увеличение
силы (интенсивности) конкуренции
повышает
6. Сила конкуренции
на входе системы, среди
7. Сила конкуренции
среди товаров-заменителей (
8. Появление
новых потребностей (снижает
9. Уровень
организации производства, труда
и управления у посредников
и потребителей товаров,
10. Активность
контактных аудиторий (
Внутренние факторы:
1. Патентоспособность
(новизна) конструкции (
2. Рациональность
организационных и
3. Конкурентоспособность
персонала системы (повышение
конкурентоспособности
4. Прогрессивность
информационных технологий (с увеличением
удельного веса прогрессивных
технологий повышается
5. Прогрессивность
технологических процессов и
оборудования (с увеличением удельного
веса прогрессивных технологий
повышается
6. Научный
уровень системы управления (менеджмента)
(с увеличением количества
7. Обоснованность
миссии системы (миссия
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с.66].
Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность
труда оценивается по индексам интенсивности
производства (промышленного и
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
В последние
годы большое значение в обеспечении
конкурентоспособности товаров
приобретает экологический
Рассмотрим
критерии конкурентоспособности
Всякий товар
обладает комплексом свойств, определяющих
степень его пригодности к
использованию в конкретных условиях.
Чтобы объективно оценить конкурентоспособность
товара, производитель должен при
анализе использовать те же критерии,
которыми оперирует потребитель. Только
в этом случае можно ожидать, что
оценка, данная своему товару предприятием,
совпадает с мнением
Среди критериев,
характеризующих
В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев
конкурентоспособности зависит
от вида и сложности продукции
в техническом и
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований.
Помимо основных свойств продукции, которые определяют ее качество, очень важен анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж торговой марки и цена.
Для определения
конкурентоспособности
В работах
многих авторов , в основе оценки
конкурентоспособности товара лежит
расчет и анализ комплексного показателя.
Если значение этого показателя меньше
единицы, то это позволяет сделать
вывод, что данная продукция является
не конкурентоспособной на данном рынке
при существующей конъюнктуре. Значение
комплексного показателя равное единице
говорит о том, что продукция
данного предприятия является аналогичной
по конкурентоспособности с
Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют использовать для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае - равным 0. Но как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме того, при упрощенном подходе - «1» или «0» - отсутствует возможность дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому на наш взгляд область допустимых значений для этой группы должна быть расширена.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качеств].
Виды показателей качества товара :
1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели.
2. Показатели
надежности товара, отражают сохраняемость
свойств и долговечность
3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.
4. Показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами.
5. Показатели
эргономичности товара