Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространение духовных ценностей (общество, клубы, театры и т.д) . Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура).

Содержание

Раздел 1 «Культура и общество»
1.Обыденное понимание и научная трактовка соотношения культуры и общества……………………………………………………………………………………………………………..3
2.Способы воздействия общества на человека и способы адаптации человека к ним……………………………………………………………………………………………………………………5
3.Соотношение понятий культуры, общества и цивилизации………………………….6
4.Ответы на вопросы………………………………………………………………………………………….8
Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»
1.Государства «речных» цивилизаций (природно-климатические условия ,их возникновение, процесс становления)……………………………………………………………10
2.Религиозные воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия………………..11
3.Роль жречества и светской власти………………………………………………………………..13
4.Письменность, искусство………………………………………………………………………………16 5.Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта………………….…………………………………………………………………………………………….18
6. Ответы на вопросы……………………………………………………………………………………….20
7.Список литературы……………………………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

контрольная готовая культурология.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

Жрецы считались  посредниками между людьми и сверхъестественными  силами. Жрецы- прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним  из ритуальных требований, предъявляемых  к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрецы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связанны с культурой богини любви Иштар. Этой же богини служили и жрецы- евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.

Влияние жречества на общества древних цивилизаций  было огромно. Жрецы традиционно  соперничали с официальными властями в своем влиянии на людей. В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое жречество владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями научных знаний. На самом же деле  жрецы сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта как хранители священных традиций. Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма- религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем  Египте отдельные группы жрецов выполняли  определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьезной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса, обучение начиналось, когда будущему жрецу было всего 4 года, а заканчивалось к 20 годам.

Отдельной группой жрецов являлись служители  Пер Нетер- «служители храма»

 

Письменность, искусство

Одной из определяющих характеристик любой  цивилизации является письменность. Древний Египет оставил достаточно много документальных свидетельств. Первые памятники письменности датируются серединой 4 тыс. до н. э. и свидетельствуют, что самым характерным видом письма были иероглифы, которыми древние египтяне пользовались около трех тысяч лет. При этом письменность проделала обычную для многих древних цивилизаций эволюцию от пиктографии к идеографии, а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки постепенно упрощались, схематизировались и постепенно теряли сходство с изображениями  предметов, значение которых они передавали. Особенностью древнеегипетского алфавитно-слогового письма явилось использование  схематических «букв» и рисунков с изображением людей, животных, птиц и др., встречающихся на своеобразных композициях. Эти изображения были не символическими письменами-рисунками, а изображениями, присоединенными к слоговому письму в качестве  «детерминативных» знаков .Сохраняя знак- образ, письменность сохраняла родство с искусством, а последнее- родственность с пиктограммой.

Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники  культуры, как «тексты пирамид», ритуальные надписи на надгробных плитах, папирусы и т.д. Можно считать, что в эпоху Среднего царства вполне сложилась светская литература. Согласно некоторым источникам египтянам нравились «Рассказ Синухе», «Правда и кривда» и, вероятно, другие литературные произведения. Интерес представляют гимны эпохи Среднего царства, обращенные к богам – Хапи, Ра, Амону, Атону, Исиде, Птаху и др. В Египте получили развитие такие жанры литературы, как сказки, басни, любовная лирика. Чрезвычайно интересным и значительным литературным памятником является «Книга мертвых», которая составлялась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Искусство в Древнем Египте играло важную роль- оно должно было дарить бессмертие и обеспечивать продолжение жизни. Искусство считалось носителем  вечной жизни, поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального  творчества с его субъективным восприятием  мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства,- экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры.

Еще в  древнем царстве сложились строго определенные типы статуй сидящего и  стоящего, и эти типы повторялись  в более позднее время.

Даже  в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно- ритуальный вид. Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников- меньше, рабов и пленников- еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры. Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтой и коричневой красок  с голубой и зеленой- тона земли, растительности  и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну  устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый- для женских, черный- для волос, белый- для одежд.

 

Культурные заимствования в  истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта

Культуру, религию и искусство Вавилонии  заимствовали и развивали ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское  царство в 8 в. До н. э. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского  царя  Ашшурбанипала (7 в. До н. э.), ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал- образованный и начитанный человек- вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означала «врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось  в «Бабель» .

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних  шумеров. Город Вавилон достиг вершины  величия, когда царь Хаммурапи (правил с 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился  как автор  первого в мире свода  законов, откуда до нас дошли, например выражения «око за око, зуб за зуб».

Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского  меньшим значением жречества  как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии-единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.

Историю Древнего Египта, как и историю  культуры. Принято делить на следующие  большие периоды:

  1. Додинастический период (4 тыс. до н.э)
  2. Древнее царство(30-23 вв. до н. э.)
  3. Среднее царство(21-18 вв. до н. э.)
  4. Новое царство (16-11 вв. до н. э.)
  5. Позднее время (11в._332 г. До н. э.)

Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства. Которое имело свои спады и  подъемы, связанные с историческими  судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. До н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом. В кратких рамках учебника невозможно проследить путь искусства всех народов, населявших территорию Передней Азии в эпоху древности. Поэтому здесь рассматриваются лишь наиболее важные этапы развития художественной жизни таких ведущих государств Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.

Переднюю Азию можно назвать  своеобразной колыбелью мировой  цивилизации. Разнообразные народы, входившие в состав Шумера, Вавилона, Ассирии и других государств, благодаря  географическому расположению находились в соприкосновении как с Азиатским  материком, так и с Юго-Восточной  Азией, и крито-микенским миром. Именно поэтому целый ряд художественных открытий древности стал достоянием многих стран.Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими видами искусства. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству. Создавались и настенные росписи. Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Но статуи божеств и правителей разнообразны по пластическим решениям, отмечены печатью значительности. В рельефах Двуречья также рождаются и новые темы, связанные с рассказом о победоносных войнах, деяниях правителей. Наряду с рельефом и круглой пластикой распространение получает глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой с изображением людей, животных, фантастических сцен. В этом виде искусства народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятников искусства  народов Передней Азии сохранилось  до наших дней значительно меньше, чем памятников искусства Египта. Войны, пожары, равно как и непрочные  строительные материалы, способствовали их разрушению. Однако до нас дошел  целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4–3 тыс. до н.э. в древнейших государствах Двуречья – Шумерийском и Аккадском, позволяющих судить об основных особенностях искусства Передней Азии. Древние  Шумер и Аккад, исторические судьбы которых тесно переплелись друг с другом, как бы заложили первый мощный фундамент культуры Двуречья. Именно здесь возникла письменность, сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая  пластика, глиптика художественное ремесло.

Ответы на вопросы:

1)Каковы общие черты древневосточных цивилизаций?

При всем многообразии культуры древневосточных цивилизаций в  ходе их развития можно проследить много общих черт. К ним относится  основа хозяйственной деятельности – ирригационное земледелие; раннее появление государственности в форме деспотии; тесная связь формирующихся религиозных систем с первобытными культами и магическими представлениями; выделение в системе знаний математики и астрономии, которые, однако, остаются монополией касты жрецов; преобладание в архитектурных формах простоты, монументальности и геометричности.

В целом древневосточные  цивилизации внесли огромный вклад  в мировую культуру, заложили ее базис, но социально-экономические  процессы шли в них гораздо  медленнее, чем аналогичные процессы в античном мире.

2)Поясните тезис: «Пирамиды – символ культуры Древнего Египта»

Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным  для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично. Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения. Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, —Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится   множество     гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

Информация о работе Культура и общество