Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:49, контрольная работа
В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространение духовных ценностей (общество, клубы, театры и т.д) . Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура).
Раздел 1 «Культура и общество»
1.Обыденное понимание и научная трактовка соотношения культуры и общества……………………………………………………………………………………………………………..3
2.Способы воздействия общества на человека и способы адаптации человека к ним……………………………………………………………………………………………………………………5
3.Соотношение понятий культуры, общества и цивилизации………………………….6
4.Ответы на вопросы………………………………………………………………………………………….8
Раздел 2 «Древнейшие цивилизации Египта и передней Азии – колыбель мировой культуры»
1.Государства «речных» цивилизаций (природно-климатические условия ,их возникновение, процесс становления)……………………………………………………………10
2.Религиозные воззрения: мифы ,сюжеты, персонажи, иерархия………………..11
3.Роль жречества и светской власти………………………………………………………………..13
4.Письменность, искусство………………………………………………………………………………16 5.Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта………………….…………………………………………………………………………………………….18
6. Ответы на вопросы……………………………………………………………………………………….20
7.Список литературы……………………………………………………………………………………….25
Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами. Жрецы- прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрецы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связанны с культурой богини любви Иштар. Этой же богини служили и жрецы- евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски.
Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы традиционно соперничали с официальными властями в своем влиянии на людей. В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое жречество владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями научных знаний. На самом же деле жрецы сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта как хранители священных традиций. Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма- религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.
В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьезной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса, обучение начиналось, когда будущему жрецу было всего 4 года, а заканчивалось к 20 годам.
Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер- «служители храма»
Письменность, искусство
Одной из определяющих характеристик любой цивилизации является письменность. Древний Египет оставил достаточно много документальных свидетельств. Первые памятники письменности датируются серединой 4 тыс. до н. э. и свидетельствуют, что самым характерным видом письма были иероглифы, которыми древние египтяне пользовались около трех тысяч лет. При этом письменность проделала обычную для многих древних цивилизаций эволюцию от пиктографии к идеографии, а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки постепенно упрощались, схематизировались и постепенно теряли сходство с изображениями предметов, значение которых они передавали. Особенностью древнеегипетского алфавитно-слогового письма явилось использование схематических «букв» и рисунков с изображением людей, животных, птиц и др., встречающихся на своеобразных композициях. Эти изображения были не символическими письменами-рисунками, а изображениями, присоединенными к слоговому письму в качестве «детерминативных» знаков .Сохраняя знак- образ, письменность сохраняла родство с искусством, а последнее- родственность с пиктограммой.
Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники культуры, как «тексты пирамид», ритуальные надписи на надгробных плитах, папирусы и т.д. Можно считать, что в эпоху Среднего царства вполне сложилась светская литература. Согласно некоторым источникам египтянам нравились «Рассказ Синухе», «Правда и кривда» и, вероятно, другие литературные произведения. Интерес представляют гимны эпохи Среднего царства, обращенные к богам – Хапи, Ра, Амону, Атону, Исиде, Птаху и др. В Египте получили развитие такие жанры литературы, как сказки, басни, любовная лирика. Чрезвычайно интересным и значительным литературным памятником является «Книга мертвых», которая составлялась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.
Искусство в Древнем Египте играло важную роль- оно должно было дарить бессмертие и обеспечивать продолжение жизни. Искусство считалось носителем вечной жизни, поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального творчества с его субъективным восприятием мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства,- экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры.
Еще в
древнем царстве сложились
Даже в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно- ритуальный вид. Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников- меньше, рабов и пленников- еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры. Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтой и коричневой красок с голубой и зеленой- тона земли, растительности и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый- для женских, черный- для волос, белый- для одежд.
Культурные заимствования в истории Ассирии, Вавилонии, Шумера, Египта
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развивали ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. До н. э. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (7 в. До н. э.), ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал- образованный и начитанный человек- вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.
Вавилон
на древнем семитском языке
Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил с 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас дошли, например выражения «око за око, зуб за зуб».
Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского меньшим значением жречества как аппарата управления государственным орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии-единства светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.
Историю Древнего Египта, как и историю культуры. Принято делить на следующие большие периоды:
Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства. Которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. До н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.Одной из наиболее древних культур наряду с египетской была культура, созданная народами Передней Азии. В плодородных долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии на заре цивилизации возникли очаги древнейшей культуры. На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н.э.) здесь создавались, возвышались, гибли под натиском врагов и снова набирали силу такие ранние рабовладельческие государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Каждое из этих государств внесло свой замечательный вклад не только в культуру Древнего Востока, но и в историю мирового искусства в целом. В кратких рамках учебника невозможно проследить путь искусства всех народов, населявших территорию Передней Азии в эпоху древности. Поэтому здесь рассматриваются лишь наиболее важные этапы развития художественной жизни таких ведущих государств Двуречья, как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон.
Переднюю Азию можно назвать
своеобразной колыбелью мировой
цивилизации. Разнообразные народы,
входившие в состав Шумера, Вавилона,
Ассирии и других государств, благодаря
географическому расположению находились
в соприкосновении как с
Памятников искусства
народов Передней Азии сохранилось
до наших дней значительно меньше,
чем памятников искусства Египта.
Войны, пожары, равно как и непрочные
строительные материалы, способствовали
их разрушению. Однако до нас дошел
целый ряд разнообразных
Ответы на вопросы:
1)Каковы общие черты древневосточных цивилизаций?
При всем многообразии культуры древневосточных цивилизаций в ходе их развития можно проследить много общих черт. К ним относится основа хозяйственной деятельности – ирригационное земледелие; раннее появление государственности в форме деспотии; тесная связь формирующихся религиозных систем с первобытными культами и магическими представлениями; выделение в системе знаний математики и астрономии, которые, однако, остаются монополией касты жрецов; преобладание в архитектурных формах простоты, монументальности и геометричности.
В целом древневосточные цивилизации внесли огромный вклад в мировую культуру, заложили ее базис, но социально-экономические процессы шли в них гораздо медленнее, чем аналогичные процессы в античном мире.
2)Поясните тезис: «Пирамиды – символ культуры Древнего Египта»
Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично. Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения. Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, —Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).