Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:29, доклад

Описание

Термин «квалиметрия» образован от латинского «квали» (qualitas – качество) и греческого «метрия» (metreo – измеряю). Сегодня данный термин широко применяется в теории и практике управления качеством.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и смежным с ним вопросам менеджмента.
Объектами квалиме

Работа состоит из  1 файл

квалиметрия.docx

— 20.01 Кб (Скачать документ)

Термин «квалиметрия»  образован от латинского «квали» (qualitas – качество) и греческого «метрия» (metreo – измеряю). Сегодня данный термин широко применяется в теории и практике управления качеством.

Квалиметрия как  наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для  обоснования решений по управлению качеством и смежным с ним вопросам менеджмента.

Объектами квалиметрии  являются процессы (производственные, технологические и их составляющие элементы), продукция, товары и услуги, системы (производственные, технологические, организационно-экономические и  т.п.). Квалиметрия является составной частью эконометрики – науки об экономических измерениях. Квалиметрия как учение об измерении и количественной оценке качества объектов и процессов деятельности людей одновременно является метрологией.

В настоящее  время квалиметрия выросла междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся  как к технике, так и экономике.

Квалиметрия имеет  следующие методологические принципы:

  1. Квалиметрия должна давать практике хозяйственной деятельности предприятий, т.е. экономике, общественно полезные методы количественной оценки качества различных объектов исследования.
  2. Приоритеты при выборе управляющих показателей для оценки качества находятся всегда на стороне потребителя.
  3. Квалиметрическая оценка качества продукции, товаров и услуг не может быть получена без наличия эталона, т.е. базы сравнения, базовых значений показателей, которые определяют свойства и качество объекта в целом.
  4. Показатель любого уровня сравнения или обобщения предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.
  5. При использовании метода комплексной оценки качества объекта все разноразмерные показатели его свойств преобразуются и приводятся к одной безразмерной или размерной (обобщённой) единице измерения.
  6. При определении комплексного показателя качества объекта каждый показатель отдельного его свойства должен быть скорректирован коэффициентом значимости (весомости), его «удельным весом».
  7. Сумма численных значений коэффициентов весомости всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы, в процентах или по определённой балльной шкале)
  8. Качество целого объекта обусловлено совокупностью качеств его составных частей (элементов).
  9. При количественной оценке качества (особенно по комплексному показателю) недопустимо использование взаимообусловленных и дублирующих показателей одного и того же свойства объекта.
  10. Оценивается качество только того объекта или его части, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с его назначением.

    Выбор определяющих признаков для классификации объекта с целью оценки уровня его качества – основная задача предприятия, стремящегося быть конкурентоспособным. Обычно применяют следующие показатели, характеризующие качество выпускаемой предприятием продукции: назначение, показатели надёжности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), экономное использование ресурсов, показатели технологичности, эргономические, эстетические  и экологические показатели, безопасность, показатели унификации и стандартизации, патентно-правовые и экономические показатели (затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию, потребление продукции, себестоимость и прибыль и т.п.)

    Показатели  качества могут быть безразмерными  или иметь размерность. Значения показателей качества могут быть как абсолютными, так и относительными.

    Различают следующие  методы оценки качества:

  1. Дифференциальный, заключающийся в сопоставлении единичных показателей объектов с соответствующими показателями базового образца.
  2. Метод комплексной оценки уровня качества, предусматривающий использование комплексного (обобщающего) показателя.
  3. Смешанный метод оценки качества объекта соединяет в себе оба предыдущих метода с их достоинствами и недостатками. Сущность этого метода сводится к следующему: сначала единичные показатели объединяют в группы, для которых определяется групповой (комплексный) показатель, а затем значения последнего для различных групп и самостоятельно учитываемых показателей составляют с соответствующими базовыми показателями.
  4. Метод интегральной оценки уровня качества находится как частное от деления значения интегрального (итогового, комплексного) показателя качества объекта на соответствующее базовое значение.
  5. Метод экспертной оценки уровня и показателей качества объекта основан на использовании обобщённого опыта, квалификации и интуиции экспертов (специалистов в конкретной области знаний).

    Показатели  качества услуг можно классифицировать как количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надёжность её оказания, полнота указания услуги и т.п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность,  эффективность контактов исполнителей и клиентов и т.п.

    Показатели  качества услуг можно группировать в такой ряд групп, как функциональное назначение, надёжность и безопасность, эстетичность, экологичность, социальная значимость , профессионализм, культура обслуживания, имидж сервисного предприятия и его сотрудников и др. Применительно к конкретным видам услуг состав показателей (их групп) может быть дифференцирован и даже уникален.

    Аналогичен  подход к системам качества (технологическим, производственным, корпоративным, общефирменным, конкретного предприятия или  его подразделения).

    Квалиметрия позволяет сравнивать системы управления качеством на отечественных предприятиях с аналогичными системами за рубежом, в том числе с самыми передовыми аналогами мирового уровня, выявлять, в чём наши предприятия недорабатывают и над чем необходимо работать далее, в перспективном периоде, как совершенствовать процессы управления качеством.

    Из теории и практики менеджмента известно, какое значительное влияние на эффективность  работы предприятий оказывает стимулирование «борьбы» за лучшее качество. Стандарты  на системы качества (ИСО 9000 и др.) и принципы TQM можно назвать главным инструментарием менеджмента качества. Но это лишь фундамент в данной области экономики.

    Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только техническим, но и к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации). 

    В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной и даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов. 

    Существующие  сейчас методики оценки качества (несмотря ил то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.

    Таким образом, можно считать, что: 

    - методы комплексной  количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения - только к продуктам труда; 

    - алгоритм  этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии; 

    - сферы приложения  многих из этих методов, например оценка качества специалистов, чрезвычайно важны. 

    Поэтому целесообразно поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных областях народного хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества

    различных процессов  и предметов, не являющихся продуктами труда, что,

    безусловно, будет  иметь большое народнохозяйственное значение. 

    Следовательно, есть основания утверждать, что в настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

    В данный момент квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.  

    Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список литературы:

  1. Агарков А. П. Управление качеством: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2009.
  2. http://referat.niv.ru/referat/034/03400107.htm

Информация о работе Квалиметрия