Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:11, доклад
Министерство доходов и сборов пытается в экстренном порядке исправить ошибки, допущенные при изменении системы налогообложения операций на фондовом рынке. Проект закона, которым располагает "Ъ", предусматривает ряд новшеств, среди которых запрет на отнесение к инвестиционным расходам траты на содержание торговцев ценными бумагами. Нареканий к документу со стороны участников рынка много, но в предыдущие разы критика рынка не удерживала власть от налоговых изменений.
Министр доходов и сборов Украины
Клименко Александр Викторович
Родился 16 ноября 1980 года в городе Макеевке Донецкой области
1. Фондовый рынок узнает себе цену
Подготовлены новые правила его налогообложения
Министерство доходов и сборов пытается в экстренном порядке исправить ошибки, допущенные при изменении системы налогообложения операций на фондовом рынке. Проект закона, которым располагает "Ъ", предусматривает ряд новшеств, среди которых запрет на отнесение к инвестиционным расходам траты на содержание торговцев ценными бумагами. Нареканий к документу со стороны участников рынка много, но в предыдущие разы критика рынка не удерживала власть от налоговых изменений.
В распоряжении "Ъ" оказался проект изменений в Налоговый кодекс касательно налогообложения ценных бумаг, разработанный в Министерстве доходов и сборов. Документ, который с начала недели обсуждается с банкирами, профильными ассоциациями и аудиторскими компаниями, призван начать облагать инвестиционные сертификаты акцизом, который с начала года применяется к акциями, облигациям и деривативам. По данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), в 2012 году объем биржевых торгов инвестсертификатами почти достиг 4 млрд грн. Не будут платить акциз, как и прежде, лишь с сертификатов фондов операций с недвижимостью и госбумаг.
Новая система налогообложения
предложена для облигаций. В Налоговом
кодексе будут прописаны
Положительный финансовый результат от операций с любыми ценными бумагами предложено не включать в общие доходы компании. Он будет учитываться отдельно с уплатой всего 10%, тогда как обычная ставка налога на прибыль остается 19%. Фактически это не позволит торговцам ценными бумагами относить на валовые расходы, уменьшающие базу налогообложения, затраты, связанные с осуществлением своей инвестиционной деятельности,— от аренды офиса до выплаты зарплаты сотрудникам компании. "Данная законодательная инициатива приведет к невозможности использовать отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль для снижения уровня налоговой нагрузки банков",— говорится в выводах одного из аудиторов, изучавшего документ.
Ведущий инспектор департамента налогового контроля Государственной налоговой службы Сергей Мальованый, разработавший проект закона, считает верным именно такой подход к налогообложению. "Есть затраты на покупку ценных бумаг, и есть доход от их продажи. А в результат закладываешь другие расходы. Поэтому мы предлагаем сделать им налог не 19%, а ниже — 10%. В конце концов, они могут получать и другие доходы, например от депозитов",— отметил он.
Бороться налоговики хотят и с "мусорными" бумагами. В валовые расходы предложено больше не включать затраты, понесенные в результате приобретения ценных бумаг, имеющих признаки фиктивности. При этом в валовые расходы не будут попадать затраты на покупку ценных бумаг лишь в том случае, если сделка проведена уже после того, как НКЦБФР признала бумаги фиктивными. "Это субъективный подход. Бумаги компании могут быть признаны фиктивными, если эмитент не отчитывается. Через месяц эмитент отчитается перед комиссией, а права учитывать в валовые расходы ты уже лишился",— считает директор КУА "Финэкс-Капитал" Игорь Когут.
Этим же документом четко прописывается, какие ставки акциза применяются к ценным бумагам, которыми торгуют на биржах (см. вчерашний "Ъ"). "Это попытка быстро исправить все ошибки, допущенные при принятии прошлых изменений. Сейчас много вопросов, на которые ответить без изменений законодательства просто невозможно",— объяснил актуальность документа директор по регулированию рынков ассоциации "Фондовое партнерство" Сергей Москвин. Замечаний к документу со стороны участников фондового рынка много, поэтому большая его часть будет корректироваться, считает глава совета "Украинские фондовые торговцы" Сергей Антонов. "Конечная редакция законопроекта будет иметь совсем другой вид",— пообещал он. Впрочем, предыдущие документы касательно регулирования фондового рынка парламент принимал несмотря на протесты торговцев ценными бумагами.
2. НДС завернут в бумагу
Готовится выпуск финансовых векселей на 17 млрд грн.
Министерство доходов и сборов хочет упростить порядок бюджетного возмещения НДС и предоставить бизнесу возможность учитывать в налоговом кредите отрицательное значение суммы НДС уже с текущего отчетного периода — на месяц раньше, чем сейчас. Однако не факт, что будут выплачены денежные средства. В правительстве уже подготовили проект закона, которым будет позволено в текущем году выпустить финансовые векселя для возврата налога на 17 млрд грн. Эксперты уверены, что векселя не улучшат финансовое состояние предприятия, но они согласны и на ценные бумаги.
В распоряжении "Ъ" оказался проект изменений в Налоговый кодекс и госбюджет-2013, подготовленный в Министерстве доходов и сборов. Документ разрешает Кабинету министров выпустить казначейские финансовые векселя на 17 млрд грн. Правительство еще в начале года получило право на эмиссию этих бумаг. Выпуск векселя, то есть его оформление, будет приравниваться к выдаче предприятию бюджетного возмещения, в том числе в автоматическом режиме. Порядок выпуска, оборота и погашения векселей будет определять Кабмин.
Новый способ возврата НДС рассматривается даже несмотря на то, что суммы фактического возврата налога в минувшем году превышали на 2,7 млрд грн объем поданных бизнесом заявок — выдано 46 млрд грн. Это позволило погашать старые долги. Кроме того, половина всего объема возврата прошла в автоматическом режиме — 23,2 млрд грн. "Если возвращаются к такому инструменту, значит, не все хорошо с финансами",— говорит советник президента Ассоциации плательщиков налогов Анна Белоцерковская. В 2010 году правительство уже погашало свои долги перед предприятиями с помощью похожего инструмента — НДС-облигаций. Тогда было предложено эмитировать пятилетние облигации на 20 млрд грн, но предприятия согласились взять в счет погашения долга ценные бумаги лишь на 16,2 млрд грн. По этим бумагам каждые полгода выплачивается 10% суммы долга, а ставка дохода составляет 5,5%.
Получение
предприятиями НДС не деньгами, а
векселями — долговыми
Глава совета
Федерации работодателей
Одновременно в рамках либерализации налоговой системы министерство хочет упростить процедуру получения возмещения. Ст. 200 Налогового кодекса будет изменена для того, чтобы дать плательщику возможность учитывать отрицательное значение суммы НДС (в условиях отсутствия налогового долга) в налоговом кредите уже в текущем отчетном периоде появления этого отрицательного значения, а не следующего, как сейчас. "То есть декларацию за январь плательщик подает в феврале, но еще не может декларировать налоговый кредит. Он ждет марта, чтобы подать декларацию за февраль. И если это отрицательное значение никуда не делось — не перекрылось текущими обязательствами — то он тогда сможет показать кредит. Возмещение уже будет в лучшем случае в апреле",— пояснили в пресс-службе министерства. Поэтому будет позволено включать налоговый кредит в отчет на месяц ранее, хотя нет гарантии, что НДС будет возвращен деньгами, а не векселями.
3. Налоги ставят в рамки
Стала
известна структура
После объединения налоговой и таможенной служб в Министерство доходов и сборов в его структуре не будет департаментов администрирования единого социального взноса, налогообложения юридических лиц, в том числе обслуживания крупных плательщиков, прогнозирования и погашения налогового долга. В то же время Министерство доходов и сборов сможет проводить экспертизы и исследования без судебных выводов, что бизнес воспринял отрицательно еще осенью. Эксперты считают, что административные преобразования могут ухудшить качество налогового контроля и, как следствие, вызовут необоснованные доначисления и штрафы.
В распоряжении "Ъ" оказался последний
вариант структуры центрального
аппарата Министерства доходов и
сборов, которая уже месяц
Как рассказала "Ъ" заведующая отделом фискальной политики, налоговых и таможенных платежей Академии финансового управления при Минфине Людмила Олейникова, вначале новое министерство претендовало на получение права формирования налоговой и таможенной политики, но только в части администрирования. В ГНС заверяли "Ъ", что министерство будет лишь администратором. Однако позже появились предложения наделить его также правом определять налоговую политику, хотя это относится к полномочиям Минфина, который, не имея возможности влиять на доходы государства, не сможет полноценно формировать бюджет и следить за его выполнением. "Минфин все сводит в единое целое. Поэтому налоговая и таможенная политика должна быть шире, чем желание собрать налоги,— считает госпожа Олейникова.— Дело не в том, сколько они хотят собрать, а в том, сколько экономика может дать, чего ждать в будущем".
У министра будет четыре заместителя, в том числе первый, который стане курировать департамент таможенного дела. В этот департамент войдут управления организации таможенного контроля и оформления, стоимости, классификации товаров и мер регулирования внешнеэкономической деятельности, а также управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, то есть эти управления будут выполнять функции департаментов Гостаможни. По данным "Ъ", руководящие должности сохранят Сергей Семка, Анатолий Гутник и Александр Попивняк, которые сейчас курируют эти направления. Шансов получить должность первого замминистра у нынешнего заместителя главы Гостаможни Степана Дериволкова больше, чем у его коллеги Александра Дороховского, говорит источник "Ъ", близкий к Гостаможне. Господин Дороховский от комментариев отказался, а господин Дериволков на звонки "Ъ" не отвечал. По словам источника "Ъ" в ГНС, это же место хочет занять и первый заместитель главы ГНС, начальник налоговой милиции Андрей Головач. В другом случае он станет заместителем министра и продолжит курировать финансовую милицию, главное следственное управление, департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а также налоговый и таможенный аудит (сейчас — департамент налогового контроля).
По информации собеседников "Ъ",
останется на службе и Андрей Игнатов,
который в должности
Еще осенью 2012 года, когда ГНС работала
над стратегией реформирования налоговой
системы и изменениями в
Удивительно, но в проекте структуры
министерства нет подразделения
по администрированию единого
Кроме того, создание министерства потребует расширения полномочий чиновников, поскольку, например, помимо контроля полноты уплаты налогов, специалист министерства должен будет иметь право и способность проверить еще и внешнеэкономическую деятельность субъекта, правильность определения таможенной стоимости. Эксперты опасаются, что недоскональное знание таможенного или налогового законодательства может привести к необоснованным претензиям. "Есть риски, что из-за незнания будут доначисления, штрафы. А ошибка в администрировании единого социального взноса может привести к незачислению трудового стажа",— говорит о рисках Людмила Олейникова. По ее словам, прежде чем передавать администрирование взноса в министерство, необходимо протестировать проект в одном из регионов и проанализировать ошибки и проблемы по результатам его работы.