Нормативно правовая база стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа была посвящена изучению нормативно-правовой базы стандартизации.
В 1 части подробно рассмотрены правовые основы стандартизации в России, которые, обеспечиваются Законом «О техническом регулировании».
Во 2 части внимание уделено нормативным документам стандартиза-ции в товароведении. Были подробно рассмотрены стандарты, обеспечиваю-щие качество продукции, а именно: стандарты технической подготовки про-изводства; стандарты, обеспечивающие качество на стадии экс¬плуатации; стандарты на системы качества; стандарты, определяющие требования к от-дельным свойствам продукции.
В 3 части курсовой работы рассмотрены и изучены нормативные доку-менты в области стандартизации товаров, такие как, международный (ИСО), государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный (ГОСТ), стан-дарт отрасли (ОСТ), стандарт научно-технического или инженерного обще-ства (СТО), стандарт предприятия (СТП), технические условия (ТУ).
В последующих частях работы рассмотрены проблемы разработки, ут-верждения и внедрения нормативных документов, информационное обеспе-чение в области стандартизации, система государственного управления стан-дартизацией в РФ, которая осуществляется Государственным Комитетов РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), где действует ряд на-учно-исследовательских институтов

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа- стандартизация.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)
 

 

      Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Правовая база  стандартизации в Российской Федерации…………..4
  2. Значение нормативных документов по стандартизации                          в товароведении…………………………………………………...........................6
  3. Классификация и характеристика нормативных документов в      области стандартизации товаров……………………………………….............10
  4. Проблемы разработки, утверждения и внедрения                            нормативных документов по стандартизации…………………………………14
  5. Информационное обеспечение в области стандартизации                товаров …………………………………………………………………………...16

     Заключение………………………………………………………………..22

     Список  используемых источников………………………………………23

 

      Введение

     Стандартизация  сегодня развивается по следующим  основным направлениям:  традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71),  Законом РФ «О техническом регулировании» 2002г); 

     образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

     медицинская (организуется и осуществляется во исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);

     социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

     Стандартизация  – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

     Из  определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования  материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы изучить нормативно-правовую базу стандартизации товаров РФ, рассмотреть ФЗ «О техническом регулировании», а также информационное обеспечение в области стандартизации.

 

  1. Правовая база  стандартизации в Российской Федерации

     Правовые  основы стандартизации в России обеспечивается законом Российской Федерации (РФ) от 27 декабря 2002 года №184 – Федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании».

     Закон действует во взаимодействии с рядом  других законодательных актов РФ, таких как Закон «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», а также указами президента и нормативными актами правительства РФ, приказами и постановлениями Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии.

     Закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

     Понятие стандартизации Закон толкует как «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

     Закон «О техническом регулировании» регламентирует:

  • цели и принцип стандартизации;
  • виды и применение документов в области стандартизации;
  • организацию работ по стандартизации;
  • международное сотрудничество в области стандартизации, издания и реализации нормативных документов;
  • порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • ответственность за нарушение положений Закона «О техническом регулировании»;
  • финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, экономическое стимулирование  применения государственных стандартов.

     Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.  
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

     Кроме данного закона, отношения в области  стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.

     Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.  

  1. Значение нормативных документов по стандартизации в       товароведении

     Стандарт  – документ, в котором в целях  добровольного многократного использования  устанавливаются характеристики процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

     Стандарты, обеспечивающие качество продукции можно представить в следующих группах:

  • стандарты технической подготовки производства;
  • стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;
  • стандарты на системы качества;
  • стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции.

     Стандарты технической подготовки производства

     Система стандартов технической подготовки производства. Основой технической подготовки производства изделий машиностроения и приборостроения является конструкторская и технологическая подготовка. В совокупности с НИР она составляет этап создания изделия, на котором формируется качество продукции. На данном этапе должно обеспечиваться также рациональное сочетание интересов заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя.

     Главной задачей этого этапа является создание изделия высокого технического уровня при одновременном сокращении цикла и снижении трудоемкости процессов разработки и освоения новой техники, повышении гибкости производства.

     На  создание продукции высокой эффективности  направлены комплексы стандартов, прежде всего межгосударственных: Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система автоматизированного проектирования (САПР).

     Большое место в этой совокупности стандартов отведено стандартизации технических документов. Эффективность стандартизации обеспечивается за счет исключения затрат на переоформление документов при их передаче на другие предприятия и в организации; упрощения текстовых документов и графических изображений и связанного с этим снижения затрат на подготовку и применение документов; расширения унификации соответственно при конструировании, разработке технологических процессов, подготовке оснастки и т.д.; учета требований средств вычислительной техники, применяемых при изготовлении и обработке документов; повышения качества разработок, отражаемых в технических документах. Например, при использовании ЕСКД производительность труда ИТР возрастает на 25—30%.

     Конструкторская и технологическая документация — это интеллектуальная документация. На ее долю (по оценкам специалистов) приходится от 30 до 50% стоимости промышленного предприятия.

     Важным  направлением в развитии систем технической подготовки производства является Система автоматизированного проектирования (САПР), которая позволяет резко сократить время конструирования новых моделей.

     Велика  роль системы СРПП в формировании качества продукции на стадиях проектирования и начальных этапах производства продукции. Роль проектирования в обеспечении качества продукции видна из данных Европейской организации по качеству: при оценке причин отказов продукции действует правило «70—20—10», согласно которому 70% отказов происходят из-за недостатков проектирования, 20% — из-за некачественного изготовления и 10% — из-за нарушения правил эксплуатации. В стандартах СРПП регламентирован порядок работы на двух этапах технической подготовки:

  • при разработке продукции — процессов создания образцов и технической документации, необходимых для организации промышленного производства;
  • постановке продукции на производство — совокупности мероприятий по организации промышленного производства.

     Стандарты, обеспечивающие качество продукции на стадии эксплуатации. В эту группу входят стандарты на эксплуатационные документы (ЭД) — руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки. Рядовому потребителю они известны как товаросопроводительные документы. Основополагающим стандартом является ГОСТ Р 2.601 — 2006 «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определяются требования к структуре и содержанию ЭД на изделия сложной техники. В частности, стандарт обязывает изготовителей выделять в ЭД раздел «Указания по технике безопасности», а в самом разделе акцентировать внимание пользователей на выполнение отдельных правил эксплуатации за счет предостерегающих указаний типа «Запрещается!», «Помните!».

     Чем грамотнее составлен ЭД, тем эффективнее  потребитель подключается к управлению качеством товара, ведь известно, что 20% случаев преждевременного отказа бытовой техники на этапе эксплуатации связаны с нарушением правил эксплуатации.

     Рассматриваемый стандарт распространяется как на продукцию  производственного назначения, так и на товары народного потребления.

     Стандарты на системы качества.

     Требования  к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000-ИСО : 9000-9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

     В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:

     ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества». Основные положения и словарь;

     ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». Требования;

     ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.

     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой». При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001. Однако несмотря на такую согласованность, назначение стандартов различно: ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и используется для целей сертификации; ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в целом.

Информация о работе Нормативно правовая база стандартизации