Общие
условия применения системы налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единого сельскохозяйственного налога)
1. Система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог)
(далее в настоящей главе - единый
сельскохозяйственный налог) устанавливается
настоящим Кодексом и применяется
наряду с общим режимом налогообложения.
2. Переход на уплату
единого сельскохозяйственного
налога или возврат к общему
режиму налогообложения осуществляется
организациями и индивидуальными
предпринимателями добровольно
в порядке, предусмотренном настоящей
главой.
3. Переход на уплату
единого сельскохозяйственного
налога организациями предусматривает
замену уплаты налога на прибыль
организаций, налога на добавленную
стоимость (за исключением налога
на добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с настоящим
Кодексом и Таможенным кодексомРоссийской
Федерации при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации), налога
на имущество организаций и единого социального
налога уплатой единого сельскохозяйственного
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организаций за налоговый
период.
Организации, перешедшие на уплату
единого сельскохозяйственного
налога, уплачивают страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Иные налоги и сборы
уплачиваются организациями, перешедшими
на уплату единого сельскохозяйственного
налога, в соответствии с общим
режимом налогообложения.
Переход на уплату единого
сельскохозяйственного налога индивидуальными
предпринимателями предусматривает
замену уплаты налога на доходы физических
лиц (в отношении доходов, полученных
от осуществления предпринимательской
деятельности), налога на добавленную
стоимость (за исключением налога на
добавленную стоимость, подлежащего
уплате в соответствии с настоящим
Кодексом и Таможенным кодексом Российской
Федерации при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации), налога
на имущество физических лиц (в отношении
имущества, используемого для осуществления
предпринимательской деятельности) и
единого социального налога уплатой единого
сельскохозяйственного налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной деятельности
индивидуальных предпринимателей за налоговый
период.
Индивидуальные предприниматели,
перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного
налога, уплачивают страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Иные налоги и сборы
уплачиваются индивидуальными предпринимателями,
перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного
налога, в соответствии с общим
режимом налогообложения.
4. Организации и индивидуальные
предприниматели, являющиеся налогоплательщиками
единого сельскохозяйственного
налога, не освобождаются от исполнения
предусмотренных настоящим Кодексом
обязанностей налоговых агентов.
5. Правила, предусмотренные
настоящей главой, распространяются
на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками единого
сельскохозяйственного налога (далее
в настоящей главе - налогоплательщики)
признаются организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на
уплату единого сельскохозяйственного
налога в порядке, установленном
настоящей главой.
В целях настоящей главы
сельскохозяйственными товаропроизводителями
признаются организации и индивидуальные
предприниматели, производящие сельскохозяйственную
продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие
ее первичную и последующую (промышленную)
переработку и реализующие эту продукцию
и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе
от реализации товаров (работ, услуг) таких
организаций или индивидуальных предпринимателей
доля дохода от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной продукции и
(или) выращенной ими рыбы, включая продукцию
ее первичной переработки, произведенную
ими из сельскохозяйственного сырья собственного
производства и (или) выращенной ими рыбы,
составляет не менее 70 процентов.
Порядок отнесения продукции к
продукции первичной переработки,
произведенной из сельскохозяйственного
сырья собственного производства и
(или) выращенной рыбы, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих последующую
(промышленную) переработку продукции
первичной переработки, произведенной
ими из сельскохозяйственного сырья
собственного производства и (или) выращенной
ими рыбы, доля дохода от реализации
продукции первичной переработки,
произведенной ими из сельскохозяйственного
сырья собственного производства и
(или) выращенной ими рыбы, в общем
доходе от реализации произведенной
ими продукции из сельскохозяйственного
сырья собственного производства и
(или) выращенной ими рыбы определяется
исходя из соотношения расходов на
производство сельскохозяйственной продукции
и (или) выращивание рыбы и первичную
переработку сельскохозяйственной
продукции и (или) рыбы в общей
сумме расходов на производство продукции
из произведенного ими сельскохозяйственного
сырья и (или) выращенной ими рыбы.
2. Сельскохозяйственные товаропроизводители
имеют право перейти на уплату
единого сельскохозяйственного
налога, если по итогам девяти
месяцев того года, в котором
организация или индивидуальный
предприниматель подают заявление
о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в
общем доходе от реализации
товаров (работ, услуг) таких
организаций или индивидуальных
предпринимателей доля дохода
от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной продукции
и (или) выращенной ими рыбы,
включая продукцию первичной
переработки, произведенную ими
из сельскохозяйственного сырья
собственного производства и
(или) выращенной ими рыбы, составляет
не менее 70 процентов.
3. Не вправе перейти
на уплату единого сельскохозяйственного
налога:
1) организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся производством
подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные
предприниматели, переведенные на
систему налогообложения в виде
единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности в соответствии
с главой 26.3 настоящего Кодекса;
3) организации, имеющие
филиалы и (или) представительства.
Порядок
и условия перехода на уплату единого
сельскохозяйственного налога и возврата
к общему режиму налогообложения
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители,
изъявившие желание перейти на
уплату единого сельскохозяйственного
налога, подают в период с 20
октября по 20 декабря года, предшествующего
году, начиная с которого сельскохозяйственные
товаропроизводители переходят
на уплату единого сельскохозяйственного
налога, в налоговый орган по
своему местонахождению (месту
жительства) заявление. При этом
сельскохозяйственные товаропроизводители
в заявлении о переходе на
уплату единого сельскохозяйственного
налога указывают данные о
доле дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции и (или) выращенной
ими рыбы, включая продукцию первичной
переработки, произведенную ими
из сельскохозяйственного сырья
собственного производства и
(или) выращенной ими рыбы, в
общем доходе от реализации
товаров (работ, услуг), полученном
ими по итогам девяти месяцев
того года, в котором организация
или индивидуальный предприниматель подают
заявление о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога.
2. Вновь созданные организации
и физические лица, зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей,
изъявившие желание перейти на
уплату единого сельскохозяйственного
налога, вправе подать заявление
о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога одновременно
с подачей заявления о постановке
на учет в налоговый орган.
В этом случае организации
и индивидуальные предприниматели
вправе перейти на уплату единого
сельскохозяйственного налога в
текущем календарном году с
момента постановки на учет
в налоговом органе.
3. Налогоплательщики, перешедшие
на уплату единого сельскохозяйственного
налога, не вправе до окончания налогового
периода перейти на общий режим налогообложения.
4. Если по итогам налогового
периода доля дохода налогоплательщиков
от реализации произведенной ими сельскохозяйственной
продукции и (или) выращенной ими рыбы,
включая продукцию первичной переработки,
произведенную ими из сельскохозяйственного
сырья собственного производства и (или)
выращенной ими рыбы, в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг) составила
менее 70 процентов, налогоплательщики
должны произвести перерасчет налоговых
обязательств, исходя из общего режима
налогообложения за весь указанный налоговый
период. Указанные в настоящем пункте
налогоплательщики не уплачивают пеней
и штрафов за несвоевременную уплату налогов
и авансовых платежей по налогам.
5. Налогоплательщики обязаны
подать в налоговый орган по
местонахождению организации (месту
жительства индивидуального предпринимателя)
заявление о перерасчете налоговых
обязательств и переходе на
общий режим налогообложения
в течение 20 календарных дней
по истечении налогового периода, в
котором доход от реализации произведенной
ими сельскохозяйственной продукции и
(или) выращенной ими рыбы, включая продукцию
первичной переработки, произведенную
ими из сельскохозяйственного сырья собственного
производства и (или) выращенной ими рыбы,
в общем объеме дохода от реализации товаров
(работ, услуг) составил менее 70 процентов,
и произвести уплату исчисленных сумм
налогов до 1 февраля года, следующего
за истекшим налоговым периодом по единому
сельскохозяйственному налогу.
6. Налогоплательщики, уплачивающие
единый сельскохозяйственный налог,
вправе перейти на общий режим
налогообложения с начала календарного
года, уведомив об этом налоговый
орган по местонахождению организации
(месту жительства индивидуального
предпринимателя) не позднее 15
января года, в котором они
предполагают перейти на общий
режим налогообложения.
7. Налогоплательщики, перешедшие
с уплаты единого сельскохозяйственного
налога на общий режим налогообложения,
вправе вновь перейти на уплату
единого сельскохозяйственного
налога не ранее чем через
один год после того, как они
утратили право на уплату единого
сельскохозяйственного налога.
8. Суммы налога на добавленную
стоимость, принятые к вычету
сельскохозяйственными товаропроизводителями
в порядке, предусмотренном главой
21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату
единого сельскохозяйственного налога,
по товарам (работам, услугам), включая
основные средства и нематериальные активы,
приобретенным для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения
по налогу на добавленную стоимость, при
переходе на уплату единого сельскохозяйственного
налога, восстановлению (уплате в бюджет)
не подлежат.
При переходе с уплаты единого
сельскохозяйственного налога на общий
режим налогообложения суммы
налога, предъявленные налогоплательщикам
единого сельскохозяйственного
налога по товарам (работам, услугам), включая
основные средства и нематериальные
активы, приобретенным до перехода
на общий режим налогообложения,
при исчислении налога на добавленную
стоимость вычету не подлежат.
Объект
налогообложения
Объектом налогообложения признаются
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок
определения и признания доходов и расходов
1. Организации при определении
объекта налогообложения учитывают
доходы от реализации товаров
(работ, услуг) и имущественных
прав, внереализационные доходы.
Доходы от реализации товаров (работ,
услуг) и имущественных прав определяются
в соответствии со статьей 249 настоящего
Кодекса.
Внереализационные доходы определяются
в соответствии со статьей 250 настоящего
Кодекса.
При определении объекта
налогообложения организациями
не учитываются доходы, предусмотренные статьей
251 настоящего Кодекса.
Индивидуальные предприниматели
при определении объекта налогообложения
учитывают доходы, полученные от предпринимательской
деятельности.
2. При определении объекта
налогообложения налогоплательщики
уменьшают полученные ими доходы
на следующие расходы:
1) расходы на приобретение
основных средств (с учетом
положенийпункта 4 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных
активов;
3) расходы на ремонт
основных средств (в том числе
арендованных);
4) арендные (в том числе
лизинговые) платежи за арендуемое
(в том числе принятое в лизинг)
имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату
труда, выплату пособий по временной
нетрудоспособности в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
7) расходы на обязательное
страхование работников и имущества,
включая страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование,
взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, производимые в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
8) суммы налога на добавленную
стоимость по приобретаемым товарам
(работам, услугам);