Обзор российского рынка шоколада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:42, реферат

Описание

В последнее время отечественный рынок шоколада не стоит на месте, стабильно развиваясь и увеличиваясь. Конкуренция на данном рынке реализуется не только по направлению создания новых инновационных продуктов для удовлетворения все возрастающих требований потребителей, но и в рамках интеграции участников рынка в холдинги.

Работа состоит из  1 файл

рынок шоколада.docx

— 242.20 Кб (Скачать документ)

Обзор российского рынка  шоколада

В последнее  время отечественный рынок шоколада не стоит на месте, стабильно развиваясь и увеличиваясь. Конкуренция на данном рынке реализуется не только по направлению создания новых инновационных продуктов для удовлетворения все возрастающих требований потребителей, но и в рамках интеграции участников рынка в холдинги.

По данным аналитического агентства Euromonitor, шоколадные изделия регулярно употребляют 73% жителей нашей страны. Согласно оценке «РБК.Исследования рынков», уровень потребления шоколадных изделий в РФ достиг 5,8 кг на человека, что превышает средний показатель по Восточной Европе – 4 кг на душу населения. Динамику данного показателя отслеживает компания Euromonitor: в 2007 году он составлял в 4,4 кг на душу населения (в Москве – порядка 7 кг), хотя еще в 2001 году этот показатель не дотягивал до 3 кг. В 2011 - 5,8 кг. В то же время это не предел.

 

Динамика уровня потребления шоколада и шоколадных изделий в России в 2001 – 2011 годах.

Крупнейшим игроком  российского рынка шоколада является холдинг «Объединенные кондитеры». Несмотря на это, рынок практически полностью сконцентрирован в руках зарубежных концернов, имеющих производственные мощности на территории РФ. 
 

После «Объединенных  кондитеров» в рейтинге производителей следуют международные компании, владеющие кондитерскими фабриками  на территории РФ: «Mars», «Nestle», «Kraft Foods», «Ферреро» и др.

Диаграмма 1. Оценка долей компаний на розничном рынке  шоколада и шоколадных изделий в 2010г, %

 
 
 

Виды  шоколада. 

         Прежде всего, настоящим шоколадом называется кондитерское изделие, при изготовлении которого используется только какао масло и какао тёртое (растёртая смесь крупинок какао-бобов в какао масле), а не продукт на основе какао порошка и заменителей какао масла на основе смеси растительных жиров.

Общепринятой  нормой для шоколада является критерий качества, согласно которому шоколадная масса не должна иметь частиц более 25 мкм(микрон). Поскольку более крупные частицы при таянии шоколада во рту создадут ощущение песка. Для современного массового шоколада это диапазон 15 - 30 мкм, а для шоколада класса "премиум" – это узкий диапазон 10 - 20 мкм.

Согласно стандарту  бывают следующие виды шоколада:

  • Шоколад обыкновенный: содержит не менее 92% частиц с размером менее 30 мкм, и процентное содержание какао масла 31 - 33%.
  • Шоколад десертный: содержит не менее 96% частиц с размером менее 30 мкм, и процентное содержание какао масла 32 - 35%.
  • Шоколад пористый: по параметрам аналогичен десертному шоколаду, но имеет пористую структуру за счёт обработки при переменном давлении.
  • Горький шоколад: кондитерская масса на какао масле без добавления какао тёртого.
  • Шоколад молочный: это шоколад с добавлением молочных продуктов и содержанием какао масла от 25 до 31%.
  • Шоколад с добавлениями: это шоколад, в который в процессе изготовления введены крупные добавления в виде орехов, цукатов, изюма, вафельной крошки и других ингредиентов.

Необходимо отметить, что практически все производители  шоколадной продукции борются за снижение размеров частиц в шоколаде, и доля так называемого "обыкновенного  шоколада" снижается с каждым годом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рынок шоколада в г. Кемерово

Цель  работы: Изучение рынка шоколада в России с помощью литературных и интернет - источников. А также изучение рынка шоколада в городе Кемерово при помощи анкетирования.

Задачи: Проведение анкетирования, исследование полученных результатов, выявление потребительских предпочтений и вкусов.

Объектом данного исследования являются респонденты в возрасте от 15 до 65 лет.

Предметом изучения – различные торговые марки шоколада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нами было проведено исследование рынка шоколада в г. Кемерово. Целью данного исследования было выявление предпочтения потребителей относительно различных марок шоколада, их видов, а также отношение потребителей к их рекламе.  Для этого было проведено анкетирование 300 респондентов, которые отвечали на вопросы относительно выбора шоколада при многообразии его ассортимента в городе Кемерово. Опрос проводился с июня по июль через различные источники.  Было опрошено 200 респондентов на улице, остальные 100 через интернет.

В данном исследовании приняли участие: 173 женщины и 127 мужчин различного возраста и уровня дохода. Исследование показало, что люди со средним уровнем доходов составляют 42%(126 чел.) от всех опрошенных, с низким уровнем 26%(78 чел.) и с высоким 32%(96 чел.).

В опросе принимали  участие люди разных возрастных категорий, то есть: от 15 до 25 лет (191 чел.), от 26 до 35 (36 чел.), от 36 до 45 (60 чел.), от 46 до 60 (10 чел.), от 60 и более (3 чел.).

Диаграмма 2. Распределение  потребителей по уровню дохода, %

 
 

Для данного  исследования были опрошены люди различных  сфер деятельности: студенты, служащие , рабочие, предприниматели.

Рабочие и служащие составили 110чел., студенты 148 чел., предприниматели 19 чел., остальные 23 человека – домохозяйки, работники бюджетной сферы, пенсионеры.

Результаты исследования для наглядности сведены в  таблицы, диаграммы и графики.

При ответе на вопрос: «Как часто Вы употребляете шоколад?», большинство респондентов ответили «2-3 раза в неделю» – 62,2%; 20, 8% - «чаще»; 15% - «раз в неделю»; 2% ответили «не употребляю шоколад».

Диаграмма 3 . Как  часто вы употребляете шоколад?

     Большинство опрошенных (63,3%) предпочитают покупать одну плитку шоколада 1 раз в неделю, меньше количество людей приобретают  две плитки шоколада 1 раз в месяц (35%), а минимальный % опрошенных (1,7%) предпочитает покупать шоколад каждый день. Количество людей предпочитающих покупать три плитки шоколада было  также минимальным (диаграмма 4).

     Диаграмма4 .Объём разовой покупки шоколада. 

       

     Наличие большого числа производителей и  марок, способствует удовлетворению спроса на шоколад всех ценителей. По оценкам  отношения жителей города Кемерово к производителям, присутствующим на региональном рынке, можно сделать  вывод, что несомненным лидером  рынка города является торговая марка  Alpen Gold. Продукцию именно данного производителя предпочитает приобретать (28%) наибольшее количество любителей шоколада. Приверженность местному производителю наиболее высока среди покупателей старшего возраста (Бабаевский,Россия), в то время как молодые кемеровчане зачастую останавливали свой выбор на продукции иностранных компаний Nestle, Milka, Cadbary. По мнению респондентов самой популярной маркой является Alpen Gold – 28% . Также предпочтение отдаётся таким маркам как Milka и Бабаевский – 18 и 17,3 % соответственно.  Остальные марки пользуются меньшим спросом. Результаты были отображены в таблицу 1.

Торговая  марка % от числа  опрошенных
Alpen Gold 28
Milka 18
Бабаевский 17,3
Nestle 12,6
Cadbary 11,3
Воздушный 9,3
Россия 3,5
 

Таблица 1 .Предпочтения потребителей в зависимости от марки шоколада 

Не менее важным является вопрос о том, где именно потребители предпочитают покупать шоколад. При этом большинство опрошенных совершают данную покупку в коммерческих киосках возле дома (52 %). В специализированных магазинах покупают шоколад 9% респондентов, в супермаркетах 30%, на оптовых рынках 9%  .

Диаграмма 5. Места приобретения шоколада?, %

Мы так же включили вопрос в анкету для того, чтобы выяснить какими мотивами потребитель руководствуется при выборе шоколада .  Из чего следует следующая диаграмма .

Диаграмма 6. Мотивы приобретения шоколада, %

 

Из этих данных можно сделать вывод, что реклама  имеет очень большое воздействие  на продажу шоколада. Заинтересовавшись  этими данными мы решили узнать о  рекламе больше и нашли следующую  информацию :  По оценкам АЦВИ, на рекламу шоколадной продукции в 2010 году было израсходовано 4.2 млрд. руб. включая НДС, или 2.6% бюджетов всего рекламного рынка.

Диаграмма 7. Медийное распределение рекламных затрат по категории «Шоколад », 2010 г., %

     Большинство потребителей приобретают определённый вид и марку шоколада, поскольку  выбранный продукт соответствует  критерию «цена-качество»-51% и данный продукт является наиболее доступным  и привычным, чем что-то ещё-29,3%.

     Распределение покупателей по ценовых сегментам  следующее: до 25 руб.-5%, от 25 до 35 руб.-22,3%, от 36 до 45руб.-42,6%, от  46 до 55руб.-18% и  свыше 55 руб.-12,1%. Можно сделать вывод  о том, что наиболее предпочтительной для потребителей является цена в  диапазоне от 36 до 45 руб. 

     Диаграмма 8 .Предпочитаемая цена за 100гр. Плитку шоколада 
 

     

Интересно было также проследить насколько  респондентам известна польза о шоколаде , его свойствах для того чтобы  составить полноценный портрет  потребителя плиточного шоколада. Наибольшее количество респондентов отметили, что  знакомы с данной информацией - 59%, а 41%-не знакомы.

 

Диаграмма 9. знания респондентов г. Кемерово о пользе плиточного шоколада различных видов. 

   

Так же мы исследовали  каким товарным группам шоколада отдается большее предпочтение.(диаграмма 10)

Диаграмма 10.

 

Мы уделили  внимание вопросу какому же производителю отдают большее предпочтение, что мы демонстрируем в диаграмме 11. Из этого можно сделать вывод, что жители г.Кемерово все таки больше склонны покупать шоколад отечественного производителя, такие как, например, «Аленка» или «Кофе с молоком». 

Диаграмма 11. Какому производителю вы отдаете предпочтение?, % 

Существует достаточно большое количество видов шоколада  и мы узнать, какой же вид наиболее популярен, для этого мы ввели в нашу анкету вопрос «какой вид шоколада вам больше нравится?». Из данный (диаграмма 12) мы можем сделать вывод о том, что наиболее употребляем молочный и горький. Это наиболее полезные виды шоколада.

Диаграмма 12. Какой вид шоколада вам больше нравится?, %

Так же мы заметили, что многие ответили, что им нравится шоколад с добавками и мы решили узнать какие же добавки больше нравятся людям, результаты данного вопроса показаны в диаграмме 13.

Диаграмма 13. Каким добавкам в шоколаде вы отдаете предпочтение?, %

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

Таким образом  на основе данного исследования можно  сделать вывод , что 98% кемеровчан потребляют шоколад.  Данные наглядно демонстрируют, что такие марки как«Alpen Gold», «Кофе с молоком», «Аленка», «Milka», »,  «Nesquik», «Воздушный» , «Dove» ,«Ritter Sport» являются бесспорными лидерами рынка шоколада в городе Кемерово.

Именно они  являются самыми популярными и предпочтительными марками шоколада среди кемеровчан . Поэтому можно сделать вывод, что их цена, качество и другие характеристики полностью удовлетворяют потребителей.

Так же мы узнали, что конечные потребители в возрасте от 18 до 38 лет  затрачивают  на шоколад больше  денег,  чем  конечные  потребители  любого  иного  возраста, так же , что женщины употребляют шоколад чаще, чем мужчины.

      В ходе  исследования  выяснилось,  что  на  спрос  на  рынке  шоколада оказывают влияние те же факторы, которые  влияют  на  рынки  других  товаров повседневного спроса.

Информация о работе Обзор российского рынка шоколада