Особенности динамики товарной структуры международной торговли товарами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:33, реферат

Описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Работа состоит из  1 файл

1 Особенности динамики товарной структуры международной торговли товарами.docx

— 69.13 Кб (Скачать документ)

Первый шаг  в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть  государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).

Процесс развития и превращения этих европейских  сообществ в современный Европейский  союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) —  отраслевой интеграционной группировки  с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) [2, с. 44], вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, 1986 г. — Испания и Португалия, 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия.

           В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок — ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

С середины 70-х  до середины 80-х гг. интеграция в  рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны — члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами.

Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы — ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания. Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).

Принятый в  конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, все более тесную гармонизацию экономической и валютной  политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.

Положения Единого  европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС .

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский  договор о Европейском союзе, подписанный главами государств — членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

- во-первых, введение с 1993 г. единого    гражданства ЕС 
(имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно 
национальным гражданством стран — членов ЕС;

- во-вторых,    формирование   политического   союза,    что 
подразумевает      проведение      интегрированной      внешней       политики, 
тесную увязку внутренних политических систем, сближение юридических 
систем, повышение роли парламента ЕС;

- в-третьих,      формирование  экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого была призвана стать единая 
валюта (евро).

Переход   к   евро   осуществляется   поэтапно   с   1   января   1999   г. Первоначально    она    функционировала    параллельно    с    национальными валютами, причем не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, потому что часть из них не выполнила необходимых для этого требований. Вместе с тем почти все стремятся к этому. Евро стало одной из сильнейших валют в мире. Она принесла всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек (эквивалентная примерно 6 млрд. $) и росту эффективности производства. Евро избавила их от таких непродуктивных затрат.

Следующим этапом развития ЕС стало его расширение. На сей раз к зачислению в ряды Евросоюза выстроились десять стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Латвия, Литва, Эстония, а так же из Южной Европы - Кипр, Мальта и Турция.

Процесс подключения  стран-кандидатов новой волны к  центральной интеграционной зоне протекал постепенно и поэтапно. Избрание новых членов ЕС и определение параметров его развития на перспективу носил при таких обстоятельствах определяющий и долгосрочный характер.

Основная мотивация  новых кандидатов была политико-стратегической - вступление в ЕС есть простой способ реализации экзистенциональной цели «возвращение в Европу». Среди доминирующих факторов преобладают политически. Станы ЦВЕ, подписав в начале 90-х гг. соглашение об их ассоциации с интеграционной группировкой, в течение прошедшего десятилетия добились расширения внешнеэкономических связей, создали между сторонами зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин, начали сближение своего национального законодательства с европейским правом.

1 января 2007г.  в Европейский Союз были приняты  2 новых страны – Болгария, Румыния.

 

2.3 Главные органы управления

 

Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение назаконодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

 

 

2.3.1 Европейский совет

 

Высший политический орган  ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие  политиков самого высокого уровня придаёт  принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского  договора, то есть с декабря 2009 года, Европейский совет официально вошёл  в структуру институтов ЕС. Положениями  договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Европейский совет следует  отличать от Совета ЕС и от Совета Европы.

 

2.3.2 Европейская комиссия

 

Европейская комиссия  — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется  каждые 5 лет следующим образом. Совет  ЕС на уровне глав государств и/или  правительств, предлагает кандидатуру  председателя Еврокомиссии, которая  утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют  предполагаемый состав Еврокомиссии с  учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен  Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу  политики ЕС и возглавляет соответствующее  подразделение (так называемый Генеральный  Директорат).

Комиссия играет главную  роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает  с законодательными инициативами, а  после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский  суд. Комиссия обладает значительными  автономными правами в различных  областях политики, в том числе  аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Основными рабочими языками Комиссии являются  английский,  французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

 

 

2.3.3 Совет

 

Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, не смотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

 

2.3.4 Европейский парламент

 

Европейский Парламент является собранием из 736 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной  года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского Парламента — законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется  и при принятии в Союз новых  членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с  третьими странами.

Последние выборы в Европарламент  проводились в 2009 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

 

 

 

 

2.3.5 Суд Европейского союза

 

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия  между государствами-членами; между  государствами-членами и самим  Европейским союзом; между институтами  ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников  его органов (для этой функции  недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским  договором Суду предоставлено право  налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний  срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в  становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности динамики товарной структуры международной торговли товарами