Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:33, реферат
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).
Процесс развития
и превращения этих европейских
сообществ в современный
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) — отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) [2, с. 44], вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, 1986 г. — Испания и Португалия, 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия.
В 1967 г. произошло слияние руководящ
С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны — члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами.
Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы — ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания. Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС .
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств — членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
- во-первых, введение
с 1993 г. единого гражданства
ЕС
(имеется перечень прав и обязанностей),
которое существует параллельно
национальным гражданством
стран — членов ЕС;
- во-вторых,
формирование политического
союза, что
подразумевает
проведение интегрированной
внешней политики,
тесную увязку внутренних
политических систем, сближение юридических
систем, повышение
роли парламента ЕС;
- в-третьих,
формирование экономического и валютного
союза (ЭВС), сердцевиной которого была
призвана стать единая
валюта (евро).
Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она функционировала параллельно с национальными валютами, причем не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, потому что часть из них не выполнила необходимых для этого требований. Вместе с тем почти все стремятся к этому. Евро стало одной из сильнейших валют в мире. Она принесла всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек (эквивалентная примерно 6 млрд. $) и росту эффективности производства. Евро избавила их от таких непродуктивных затрат.
Следующим этапом развития ЕС стало его расширение. На сей раз к зачислению в ряды Евросоюза выстроились десять стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Латвия, Литва, Эстония, а так же из Южной Европы - Кипр, Мальта и Турция.
Процесс подключения стран-кандидатов новой волны к центральной интеграционной зоне протекал постепенно и поэтапно. Избрание новых членов ЕС и определение параметров его развития на перспективу носил при таких обстоятельствах определяющий и долгосрочный характер.
Основная мотивация новых кандидатов была политико-стратегической - вступление в ЕС есть простой способ реализации экзистенциональной цели «возвращение в Европу». Среди доминирующих факторов преобладают политически. Станы ЦВЕ, подписав в начале 90-х гг. соглашение об их ассоциации с интеграционной группировкой, в течение прошедшего десятилетия добились расширения внешнеэкономических связей, создали между сторонами зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин, начали сближение своего национального законодательства с европейским правом.
1 января 2007г.
в Европейский Союз были
2.3 Главные органы управления
Ниже следует описание
основных органов, или институтов ЕС.
Необходимо иметь в виду, что традиционное
для государств разделение наза
2.3.1 Европейский совет
Высший политический орган
ЕС, состоящий из глав государств и правительств стра
Совет определяет основные
стратегические направления развития
ЕС. Выработка генеральной линии по
В рамках Европейского совета
осуществляется так называемое «церемониальное»
руководство, когда присутствие
политиков самого высокого уровня придаёт
принятому решению одновременно
и значимость и высокую легитимность.
С момента вступления в силу Лиссабонского
договора, то есть с декабря 2009 года,
Европейский совет официально вошёл
в структуру институтов ЕС. Положениями
договора учреждена новая должность пред
Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы.
2.3.2 Европейская комиссия
Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную
роль в обеспечении повседневной
деятельности ЕС, направленной на выполнение
основополагающих Договоров. Она выступает
с законодательными инициативами, а
после утверждения контролирует
их претворение в жизнь. В случае
нарушения законодательства ЕС Комиссия
имеет право прибегнуть к санкциям,
в том числе обратиться в Европейский
суд. Комиссия обладает значительными
автономными правами в
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.
2.3.3 Совет
Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Cоюза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, не смотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.
2.3.4 Европейский парламент
Европейский Парламент является собранием из 736 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европейского Парламента — законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
2.3.5 Суд Европейского союза
Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
Информация о работе Особенности динамики товарной структуры международной торговли товарами