Особенности планировки торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание

В магазине (общество с ограниченной ответственностью) ООО “Глобус” частная форма собственности. Частная форма торговли основывается на частной собственности. Это новая, современная форма торговли в условиях рыночной экономики. Частная собственность на предметы потребления (часто называют личной собственностью) и частная собственность на средства производства являются двумя взаимосвязанными компонентами системы деловых отношений. Без одного не может быть другого, и наоборот. Из этой формы выросли и другие современные формы негосударственной собственности — семейная, групповая, коллективная. Частная собственность в ее классическом виде — как собственность одного частного лица — широко распространена в крупном бизнесе (торговля, сфера услуг).

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 863.55 Кб (Скачать документ)

 Приемка  товаров по качеству и комплектности  проводится органолептическими  методами (на вкус, запах, внешний  вид, консистенцию и т. д.) предварительно на месте получения, а окончательно — в магазине.

При иногородней  поставке качество товара, тары, упаковки, состояния маркировки и комплектности  товара проверяют не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции  — не позднее 24 ч после выдачи товара или поступления их на склад  получателя, если товар доставлен на этот склад поставщиком или Вывезен получателем. При одногородней поставке качество товаров проверяют не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч после поступления ее на склад конечного получателя. При обнаружении недоброкачественности и некомплектности товаров приемка приостанавливается. Получатель обязан обеспечить хранение этих товаров и вызвать представителя поставщика.

Акт о ненадлежащем качестве товаров составляется с  участием представителя поставщика, а при неявке его — с участием эксперта бюро товарных экспертиз или представителя соответствующей инспекции по качеству. Если в месте составления акта нет инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз или в случае их неявки по вызову покупателя проверка производится с участием компетентного представителя другого предприятия, представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем этого предприятия, или односторонне предприятием-получателем, если в договоре предусмотрена односторонняя приемка.

Производственные  недостатки, обнаруженные при подготовке товаров к розничной продаже  или при розничной продаже  товаров (если они не образованы в процессе перевозки, хранения или подготовки к продаже), актируют в течение 5 дней с момента их обнаружения, но не позднее 4 месяцев со дня поступления товаров в магазин. На товары с гарантийным сроком службы акт составляется в течение 5 дней, но в пределах установленного гарантийного срока.

Приемка товаров  по качеству, как правило, бывает сплошная. Выборочная приемка (с распространением результатов проверки какой-либо части  товаров на всю партию) допускается  только в случаях, предусмотренных  ГОСТами, Особыми условиями поставки, ТУ или договорами. 
 
 
 
 

 

2.3. Технология хранения  товаров в магазине

Процесс хранения товаров в магазине предусматривает  их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность  количества и качества товаров в  процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные лица. 
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании. 
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах и подтоварниках. 
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования. 
Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (не скоропортящиеся товары) хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%. 
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу. 
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.). 
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. 
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно. 
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. 
Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи. 
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию. 
В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.) в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму. 
Перед подачей в торговый зал товары необходимо подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов. 
При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, антикоррозийных смазочных веществ, устраняют мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом подготовленными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием. 
В продовольственных магазинах может осуществляться предварительная фасовка сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, овощей, фруктов. Для этого создаются специальные зоны (помещения) площадью не менее 6 кв.м. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления. 
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование. 
Переход экономики страны к рынку поставил перед отечественным производством острую проблему повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Одним из составляющих элементов конкурентоспособности продукции является совершенствование расфасовки и упаковки товаров в соответствии с требованиями рынка. В этой связи вновь создаваемые и реконструированные предприятия больше внимания уделяют выпуску товаров в расфасованном виде с полной информацией на упаковке, что значительно сокращает затраты магазинов по предварительной подготовке товаров.

     Духи. Туалетные воды, одеколоны хранят при температуре от 5 до 25 °C  в скрытых складских помещениях, хорошо проветриваемых, при относительной влажности 65-70%.

    Парфюмерные товары не должны подвергаться воздействию солнечного света и находиться вблизи отопительных приборов. Они имеют срок годности, который исчисляется с момента изготовления. В течении 3 месяцев после разлива во флаконы духи созревают. Отечественные духи  и одеколоны могут храниться в течении 12 месяцев, а духи, одеколоны группы «Экстра» и туалетные воды - 15 месяцев, французская парфюмерия – до 3 лет.

2.4. Технология предварительной  подготовки парфюмерно – косметических товаров к продаже 
 
 

    Информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).

    По требованию  покупателя продавец обязан ознакомить  его с удостоверением качества  и безопасности реализуемой партии  парфюмерно-косметических товаров,  изготовленных на территории  Российской Федерации, или его  заверенной копией.

    До подачи  в торговый зал парфюмерно-косметические  товары распаковываются и осматриваются,  проверяется качество (по внешним  признакам) каждой единицы товара  и наличие о нем необходимой  информации.

  Покупателю должна  быть предоставлена возможность  ознакомиться с запахом духов,  одеколонов, туалетной воды с  использованием для этого лакмусовых  бумажек, пропитанных душистой  жидкостью, образцов-понюшек, представляемых  изготовителями товаров, а также  с другими свойствами и характеристиками  предлагаемых к продаже товаров.

    При передаче  товаров в упаковке с целлофановой  оберткой или фирменной лентой  покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя. 
 

 
 

2.5. Товарные потери  (номеруемые  и ненормируемые,  акт порчи, боя,  лома) 

При перевозках, хранении, подготовке к продаже и продаже  товаров возникают потери товаров. К ним относятся естественная убыль, актируемые потери и отходы.

Естественная убыль  — это потери товаров, вызванные  физико-химическими свойствами товара (распыл, усушка, утечка, испарение). Нормы естественной убыли устанавливаются по каждому виду товаров в зависимости от времени года, климатических зон, вида складских помещений (неохлаждаемые и охлаждаемые), тары. Установлены нормы естественной убыли в процентах к весу нетто фактически реализованных товаров (развесных или разливных). Естественную убыль списывают только в случаях недостачи товаров. Размер естественной убыли определяют при инвентаризации товаров умножением количества проданных товаров на установленную норму убыли. При выявлении недостачи товаров сверх норм естественной убыли разрешается дополнительно списывать фактические потери в пределах до 0,4% к обороту для продовольственных и до 0,15% для непродовольственных магазинов самообслуживания. При этом списание производится только в тех продовольственных магазинах, где продажа товаров по методу самообслуживания составляет не менее 70% всех реализуемых товаров. Если недостача превышает норму естественной убыли, то она списывается за счет виновных лиц.

Актируемые  потери 

 Актируемые потери  — это потери в результате  небрежного обращения с товаром  (лом, бой, порча, хищение). Эти  потери подразделяют на нормируемые и иенормируемые. Списание всех актируемых потерь оформляется актом по установленной форме.

К нормируемым потерям  по продовольственным товарам относится, например, бой товаров в стеклянной упаковке. Из непродовольственных товаров нормы потерь установлены на парфюмерно-косметические товары, елочные щрушки, изделия из стекла, пластмасс, фарфора и фаянса.

Нормы боя устанавливаются  как на транспортировку, так и  на хранение. В пределах норм эти  потери списываются за счет издержек обращения.

К ненормируемым  потерям относят лом, порчу, хищение, которые списывают за счет виновных лиц. В большинстве случаев эти потери допускаются по вине материальноответственных лиц из-за несоблюдения, незнания или нарушения ими правил и условий хранения, а также несвоевременной реализации товаров.

Акты на ненормируемые  потери составляют с указанием причин образования потерь и виновных лиц. Потери в сумме до 50 руб. списывают с разрешения руководителя торговой организации за счет издержек обращения или виновных лиц в зависимости от причин их образования.

Особый вид актируемых потерь представляет завес тары.

При подготовке к  продаже и продаже товаров  возникают отходы. Их подразделяют на ликвидные и неликвидные. Ликвидные отходы (например, головы, приголовки, наросты рыбных изделий, кости окороков) продают по более низким ценам. Неликвидные отходы (плавники рыб, вязки колбасных изделий) не подлежат дальнейшему использованию. На отходы установлены нормы.

Работники торговли постоянно должны стремиться к такой  организации торгово-технологического процесса, которая способствовала бы систематическому снижению товарных потерь в пределах норм и полной ликвидации потерь сверх установленных норм. 
 

 

 

2.6. Коммерческая работа  по размещению  и выкладке товаров  в торговом зале  

Выкладка  товара - это технологический процесс, связанный с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом  оборудовании. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения,  и свойств товаров, напр. по видам изделий и т.п. 
   Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. 
Размещение товаров- это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. 
Рекомендации по размещению и выкладке товаров в торговых предприятиях можно разделить по нескольким направлениям: 
1. Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале. Это продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, характера покупательского спроса. 
2. Определение площади торгового зала под секцию (комплекс). Для этого следует соотнести объем их продаж с общим объемом продаж по магазину и полученным значением руководствоваться при планировании использования торговой площади. 
3. Определение способа и места выкладки товара на торгово-технологическом оборудовании. 
В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладки товаров: 
- навалом; 
- штабелем; 
- стопками, расположенными в ряд. 
При выкладке товаров на торгово - технологическом оборудовании применяют следующие  способы выкладки: 
- горизонтальный способ - одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию; 
- вертикальный способ выкладки ("ленточная" выкладка) - одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз; 
- комбинированный способ - сочетание горизонтального и вертикального способов выкладки товаров.

4. Оформление  полок. При оформлении полок  необходимо учитывать психологию  покупателей. Выкладка должна  быть насыщенной, а товары на  полке должны располагаться относительно  свободно и выкладываться  этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей 
Общие правила выкладки товара (размещения товара): 
1. Товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден; 
2. Новые товары выставляются на видных местах; 
3. Стеллажи и полки не должны перегружаться товарами; 
4. Товары должны легко доставаться с полки или витрины; 
5. Товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте; 
6.  При выкладке товара нужно использовать приёмы дизайна и художественного оформления; 
7. Не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку и т.п.; 

8. Для удобства  пользования и во избежание  порчи товаров следует избегать  излишне большого количества  товаров на полках и витринах; 
9. Товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя.

 

Информация о работе Особенности планировки торгового зала