Сертификация и стандартизация товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить сертификацию товаров и услуг, а так же законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг
Задачи работы:
- рассмотреть стандартизацию товаров и услуг;
- охарактеризовать основы сертификации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4
ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 16

Работа состоит из  1 файл

сертификация и стандартизацияdoc.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

В России действуют три  государственных стандарта:

  • ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
  • ГОСТ 40.9002.-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
  • ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

  • требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила и нормы.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании». Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России.

Осуществление государственного контроля и надзора регулируется «Порядком проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)», утвержденным приказом Госстандарта России от 30.12.93 №239. В действующем законодательстве Российской Федерации (Уголовный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ) установлены соответствующие нормы ответственности в связи с вступлением в силу Закона «О стандартизации».

Стандартизация существенно  влияет на темпы развития и уровень  производства. Базируясь на последних  достижениях науки, техники и  практического опыта, Стандартизация во многом не только определяет достигнутый уровень производства, но и является одним из стимулов прогресса науки и техники. [4, C.175]

 

 

 

 

2. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

Важным фактором повышения  уровня жизни населения является целенаправленная работа по повышению качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке. Предоставляемая информация должна быть основана на результатах испытаниях. Ссылка на стандарт не означает утверждение изделия организацией принявшей этот стандарт. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Наибольшее доверие оказывается фирмам − обладателям сертификатов качества продукции.

Сертификация − процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям. Заключительным этапом процедуры сертификации является выдача документа – сертификата, подтверждающего соответствие исследуемого объекта действующим нормативам. Можно сказать, что сертификат – это своего рода гарантийный документ, дающий потребителям основание считать, что предлагаемая продукция (работы, услуги) удовлетворяет все требования в отношении качества, надежности, безопасности.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них - законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации, особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения исследований и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации, которая осуществляет сертификацию по собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.

Сертификацию услуг  осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в центральном (национальном) органе. Функции органа по сертификации услуг могут выполнять предприятия  и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности и имеющие не менее двух экспертов-аудиторов.

Сертификация может  носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов (безопасность, охрана здоровья людей и окружающей среды).

Закон «О защите прав потребителей» установил права потребителей на:

  • приобретение товаров, работ и услуг, надлежащего качества;
  • права на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;
  • получение информации о товарах и их изготовителях и просвещение;
  • государственную и общественную защиту их интересов.

Для осуществления обязательной сертификации создаются системы  обязательной сертификации. Системы  сертификации могут действовать  на национальном, региональном и международном  уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида услуг - это система сертификации однородных услуг, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данным услугам. Положение «О системе сертификации ГОСТ Р», принятое постановлением Госстандарта России от 17.03.98. № 11 упорядочивает организационную структуру Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников, уточняет правила Системы с учетом новых законодательных актов Российской Федерации.

Система сертификации ГОСТ Р - это первая в России национальная система обязательной сертификации. Она создана для проведения и организации работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг, обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

Организационную структуру  Системы ГОСТ Р составляют:

  • Госстандарт России;
  • центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг);
  • органы по сертификации;
  • испытательные лаборатории (центры).

Сертификация продукции, (работ, услуг, систем качества, производств) в Системе ГОСТ Р выполняется по правилам, установленным в соответствующих документах. Нормативной базой данной Системы является комплекс организационно-методических документов, определяющих построение, функционирование и различные аспекты деятельности Системы в целом и ее участников. Этот комплекс документов содержит пять классификационных групп:  общесистемные положения;  общие правила сертификации применительно к категориям объектов;  правила сертификации однородной продукции (услуг);  правила сертификации специфических по производству, обращению и применению объектов;  отдельные процедуры сертификации.

Таким образом, сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сделать  следующие выводы, что для осуществления  розничной торговли каждому продавцу необходимо получить сертификат соответствия на условия торговли, а также сертификаты соответствия на реализуемую продукцию, если она включена в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, или иметь зарегистрированную декларацию о соответствии на товары по специальному перечню.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Стандартизация −  это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации − достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм для решения реально  существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ

 

  1. Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18 июля 2011г.).
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 (ред. От 28 июля 2012г.)
  3. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов. 2010г.
  4. Минько З.В. Качество и конкурентоспособность: СПб. 2009г.
  5. Новищкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск. 2011г.
  6. Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 2008г.
  7. Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.

 

 




Информация о работе Сертификация и стандартизация товаров