Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:19, шпаргалка
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.
При планировании и осуществлении мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству товаров, необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
К формирующим факторам относятся:
- проектирование и разработка продукции(определяются требования к ее качеству и количеству. Эти требования должны устанавливаться на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определением запросов потребителя к уровню качества, а также к наиболее приемлемым количественным характеристикам (размерам изделий, массе, упаковке и др.).);
- сырье и материалы (Сырье – один из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Основное и вспомогательное сырье отличаются в различной степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование качества и количества);
- конструкция (Конструкция - этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную. Назначение конструкции - обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надежности изделий.);
- технология производства(Наряду с основным сырьем технологические процессы оказывают решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную. Различают три основных этапа технологии производства:
- подготовительный (раскрой, резка, сортировка);
- основной этап (переработка сырья, сборка комплектующих изделий);
- окончательный этап (придание товарного вида, улучшение сохраняемости));
- человеческий фактор.
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.
Условия хранения, транспортирования и эксплуатации товаров могут быть различными в зависимости от воздействия физико-химических, механических и биологических факторов.
Основными физико-химическими факторами способными повлиять на снижение качества товаров, является влажность, температура, свет, компоненты воздуха (кислород, сероводород, сернистый газ).
Механические факторы. В процессе изготовления, транспортирования и эксплуатации изделия испытывают разнообразные механические воздействия, вызывающие деформации растяжения, сжатия, изгиба и т.д.
Биологические факторы. Биоповреждения сырья, материалов и товаров приносят огромный экономический ущерб. К биологическим объектам, снижающим качество товаров относят микроорганизмы, грызунов, насекомых, птиц.
Основополагающими принципами хранения являются:
-непрерывность соблюдения условий хранения
-защита от неблагоприятных внешних воздействий
-систематичность контроля
-экономическая эффективность
Упаковка. Основное назначение упаковки - защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды. Упаковка также является носителем маркировки или красочного оформления товара, в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов. Элементами упаковки являются тара, упаковочные и перевязочные материалы.
Послепродажное обслуживание предназначено для создания положительного послепродажного отношения потребителей к товару и фирме-изготовителю и или продавцу за счет более полного удовлетворения потребностей при использовании или эксплуатации товаров благодаря длительному сохранению функционального назначения, безопасности и других потребительских свойств.
21. "Петля качества" и ее составляющие.
В основе всех систем менеджмента качества лежит "петля качества". Согласно стандарту ИСО-8402, "петля качества"-концептуальная модель взаимозаменяемых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от оценки потребителей до оценки удовлетворения.
http://vkontakte.ru/photo-
1-система качества;2-политика организации в области качества;3-обеспечение качества;4-управление качеством;5-совершенствование качества;6-маркетинг;7-
На практике рассматриваются этапы жизненного цикла продукции, на котором обеспечивается ее качество:1) Обеспечение качества маркетинга;2)Установление наличия текущей или перспективной потребности ,средством которой может быть конкретный товар и формулирование требований потребителей;3)Качество МТС;4)Обеспечение качества при производстве.
Мероприятия:1.Клонирование производственных предприятий, кот. документир-ся в рабочих инструкциях
2.Технический контроль производимых продуктов.
3.Обеспечение качества после производства.
22 Контроль качества и количества товарных партий
Приемка товаров по качеству и количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству -сплошной. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком. Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже с низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальные размеры пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб. Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимального допустимого предела, но и не большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку. Представительность пробы - ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии. Указанные требования могут быть выполнены, если разработаны и применяются единые правила отбора проб, определены основные термины и их понятия, которые обеспечивают единообразие операций по отбору проб. Проба - минимально допустимая часть тов. партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества по установленным или оговоренным заранее правилам. Выборка - определенная минимально- допустимое количество упакованных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенное для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам. Правила отбора - устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок, с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний. Пробы бывают: 1) Точечная - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеблется от нескольких мг. до кг. для отбора точечных проб применяют различные приспособления- отборники, щупы. 2) Объединенная - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединенной пробы зависит от количества точечных проб, а представительность - от того, насколько установленные правилами количество проб и места их отбора позволили сформировать суммарный образец, отражающий действительное качество всей партии с определенной степенью достоверности (или в пределах допустимой погрешности). 3) Исходная проба - установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенное для оценки качества. Средний образец - часть исходного образца, отобранного для проведения лабораторных испытаний Навеска - часть средней пробы, выделенная для определения отдельных показателей качества товара.
23. Дефекты товаров и их виды
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
Дефекты подразделяют по нескольким признакам:
-По степени значимости:
Критические дефекты – несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению
Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
- В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные(например. вздутие банки), для которых предусмотрены методы и средства обнаружения и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
- В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на:
Устранимые дефекты – дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.
Неустранимые дефекты – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды, овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.
-В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяют на :
Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Эти дефекты являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Примером таких дефектов может служить бой товаров в стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении и т. п
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
24. Методы оценки качества товаров
Под уровнем качества товаров понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три метода. Метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах
Дифференциальным называется метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества.
При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых.
При дифференциальном методе рассчитывают относительные показатели качества продукции q по формулам:
ql=Pi/Piб
ql1=Piб/ Pi (i=1…n)
Pi–значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Piб – значение базового показателя;
n – количество показателей качества продукции.
В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решение: -уровень, качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;
- уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на применении обобщенного показателя качества продукции. Обобщенный показатель представляет собой функцию от единичных (групповых комплексных) показателей качества продукции. Обобщенный показатель может быть выражен: главным показателем (Во всех случаях, когда имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.); интегральным показателем качества продукции(применяют, когда установлен суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию или потребление продукции.); средним взвешенным показателем (при комплексном методе оценки уровня качества продукции применяют в тех случаях, когда затруднено определение главного показателя и установление его функциональной зависимости от исходных показателей качества продукции.).