Снаряжение для катания и скольжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:46, доклад

Описание

К снаряжению для катания и скольжения относятся лыжи, доски, серфы, коньки и ролики. Лыжи могут быть для соревнований по снегу и на воде.

Работа состоит из  1 файл

26 Снаряжение для катания и скольжения.docx

— 1.57 Мб (Скачать документ)

    Палки для скоростного спуска изгибают по контуру туловища в низкой стойке, а для палок гоночных лыж вместо колец ставят "лапки". Рукоятки таких палок часто имеют противоударные пружинные амортизаторы, встроенные внутрь стержня. Они значительно  уменьшают усталость рук. Для  удобства охвата ручки палок имеют  углубления для каждого пальца, опорную  платформу и регулируемый по длине  темляк. Острые ледовые наконечники  заменены ледовыми фрезами и наконечниками  вогнутой сферической формы, которые  хорошо врезаются в лед и в  то же время травмобезопасны.

    Палки для горнолыжников выпускают  пяти размеров: 1200-1400 мм, гоночные —  семи размеров: 1200-1500 мм.

    Очки являются необходимой принадлежностью для горно-лыжного спорта. Они защищают глаза спортсменов от ветра, снежной пыли и вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

    Очки  должны защищать глаза и в то же время хорошо вентилироваться, чтобы  светофильтр не запотевал. Необходимо, чтобы они поглощали избыток  ультрафиолетовых лучей и в то же время увеличивали контрастность  освещения в пасмурную погоду. Они должны быть травмобезопасными, стойкими к образованию царапин  и иметь широкое поле зрения.

    Современные очки имеют двойные светофильтры с вентиляционными отверстиями, прикрытыми тонким слоем пористого  материала для защиты от снежинок. Внутреннее пространство между фильтрами  является как бы тепловой изоляцией, предупреждающей переохлаждение внутреннего  фильтра и, как следствие, его  запотевание. Кроме того, на внутренний фильтр наносят химический состав, адсорбирующий влагу. Поэтому у  очков с двойным фильтром нельзя вытирать капельки воды, попавшие на внутреннюю сторону фильтры. Их просто нужно хорошо просушить.

    Лыжи  для водного спорта

    Соревнования  воднолыжников включают слалом, фигурное катание, прыжки с трамплина, а также  различные виды многоборья. В соответствии с этим выпускаются водные лыжи четырех  типов: слаломные, прыжковые, для фигурного  катания и прогулочные. Прогулочные, прыжковые и фигурные лыжи выпускаются парными; слаломные — одинарными (монолыжи).

    Водные  лыжи изготовляют из водостойкой  прессованной фанеры или из нескольких слоев твердых лиственных и хвойных  пород древесины. Лучшим материалом служит древесина ясеня.

    Сзади на скользящей поверхности лыжи укрепляется  киль из алюминиевого сплава или ударопрочного  полистирола. Крепления для лыж  состоят из литого резинового носка  и пятки, которые крепятся к лыже в зависимости от размеров ноги спортсмена. В прыжковых лыжах крепления  иногда монтируются на специальных  пластинах, которые затем крепятся к лыже. Для лучшей фиксации пятки  используют сдвоенные крепления, а  для лучшего удержания носка  — дополнительные хлястики. Более  качественные крепления изготовляют  из натуральной каучуковой резины (они  хорошо растягиваются и плотно облегают ногу).

    Прогулочные лыжи имеют самую простую конструкцию: профиль у них сильно изогнут, киль — мощный. Длина их более 1200 мм.

     

    

    Рис. Водные лыжи 1 — прогулочные; 2 —  прыжковые

    Для прыжков с трамплина используют деревянный настил длиной 6 м и высотой 150-180 см. Для полетов используются лыжи особой конструкции (см. рис.). Длина их достигает 2000 мм, ширина — 250 мм, масса — б кг в каждой. Это дает возможность легко маневрировать на воде и в воздухе.

    Крепления для прыжковых лыж устанавливают  на прочных пластинах, которые в  свою очередь крепят к лыжам. Это  обеспечивает безопасность лыжника  в случае поломки лыж на трамплине  или во время приводнения. Прыжковые  лыжи имеют сложную конструкцию: в центре — жесткая основа, а  носок и пятка относительно гибкие. Киль лыж делается из того же материала, что и крепление. Носки и задники  лыж укрепляют металлическими или  фанерными накладками.

    Слаломные лыжи используют для прохождения специальной трассы длиной 286 м, где нужно обойти без падений шесть плавающих буев по обе стороны от линии движения катера на скорости, достигающей 60 км/ч. Для такого скольжения удобнее вместо двух лыж использовать одну.

    Слаломная лыжа имеет переднее крепление для  одной ноги и заднее для другой. Заднее крепление может быть без  пяточной части. Длина слаломной  лыжи составляет от 1200 до 1800 мм, ширина — 250 мм. По профилю продольного сечения  лыжа может быть плоской, отогнутой  сзади или с плавным изгибом. На скользящей поверхности лыжи имеется  продольное углубление (желоб), обеспечивающее лыжнику более устойчивое положение. У слаломной лыжи не должно быть острого носка (во избежание травм  при падении). Киль слаломной лыжи относительно короткий, большой киль на крутых поворотах имеет тенденцию  выбрасывать лыжу из воды.

    Лыжи  для фигурного  катания отличаются небольшой длиной (900-1300 мм). В основе фигурного катания лежит вращение на воде на 180° и более, поэтому задники в этих лыжах имеют одинаковую форму с носками, кили у таких лыж отсутствуют. Вместо них на скользящей поверхности вырезают несколько продольных канавок (реданов), которые обеспечивают лыжнику устойчивость на воде, так как действуют наподобие киля. Чем меньше масса фигурных лыж, тем легче совершать на них повороты. Оптимальная масса пары фигурных лыж вместе с креплениями составляет 4,5-6,5 кг. Хорошие фигурные лыжи имеют резиновые канты, которые предохраняют края от поломки при ударе лыж одной о другую.

    Доски

    За  последние 10-15 лет в России получили широкое развитие новые виды соревнований, связанные со скольжением на специально изготовленных досках. К таким  видам соревнованиий относятся: спуски по жестким подготовленным трассам, хафпайп (скольжение по желобу), фрирайд (свободный спуск с горных вершин по целине), прыжки с трамплина, фристайл (технический, высокогорный, агрессивный, парковый, кайтовый — под парусом), джиббинг, серфинг, виндсерфинг, кайтсерфинг. Для этих соревнований используются сноуборды, скейтборды и серфы.

    Сноуборды. Сноуборд (snowboard — доска для скольжения по снегу).

    

    Рис. Сноуборды разных конструкций в  разрезе: слева — "сэндвич", справа — "кэп"

    Доска состоит из сердечника с закладными элементами под крепления и базы.

    Верхняя часть сноуборда имеет декоративное защитное лаковое или полиэтиленовое покрытие. Поверхность элитных сноубордов отделывают натуральным шпоном из грецкого ореха, канадского клена, красного дерева.

    Сердечник изготовляется из древесины. Известны три типа сердечников:

    • "Сплошной" — изготовляется  из одного куска дерева. Его основной недостаток — низкая торсионная жесткость: во влажной среде его может "повести  винтом". Такие дешевые и легкие сердечники используют в досках начального уровня.

    • С "вертикальным ламинатом". Чтобы  усилить торсионную жесткость, сердечник  составляют из продольных реек, склеенных  между собой таким образом, чтобы  волокна в соседних рейках имели  противоположное направление. Для  сердечников используют рейки из разных пород дерева — как хвойных, так и лиственных. Хвойные породы жестче и хрупче, а лиственные более  гибкие и лучше гасят вибрацию.

    • С "горизонтальным ламинатом", или из фанеры. Каждый слой предварительно изгибают, а затем в специальном прессе склеивают. Сердечники с "горизонтальным ламинатом" тяжелее любых других типов сердечников.

    Кроме чисто деревянных сердечников встречаются  и комбинированные со вставками из стеклопластиковых или кевларовых сот. Такие сердечники чаще всего используются в дорогих досках, предназначенных для технического фристайла.

    Самые легкие доски имеют "пенные сердечники", однако у райдеров они спросом  не пользуются.

    В зависимости от конструкции доски  для сноуборда могут быть трех видов: слоеные или "сэндвич", коробчатого  сечения, или "кэповые" (cap — шляпа), и гибридные "сэндвич-кэповой" конструкции.

    Классический "сэндвич" представляет собой  сердечник, сверху и снизу оклеенный  слоями стеклоткани. Такая конструкция  легко ремонтируется и хорошо "работает" на предельных нагрузках.

    Сноуборд "кэповой" конструкции имеет  П-образное сечение. За счет наличия  двух вертикальных стенок достигается  повышенная жесткость при меньшем  весе.

    "Кэповая"  конструкция легче, жестче, но  расслаивается при перегрузках.

    Из  гибридных конструкций известны:

    - "сэндвич"  по длине рабочей поверхности, "кэп" на носу и хвосте;

    - "кэп"  по длине рабочей поверхности, "сэндвич" на носу и хвосте.

    Некоторые фирмы для увеличения продольной жесткости используют "вертикальные стрингеры", представляющие собой  полосы стеклоткани или карбона, вклеенные между рейками вертикального ламината. Жесткость сноуборда при этом увеличивается так же, как и в описанном выше варианте "кэповой" конструкции.

    В верхней части поверх слоя стеклоткани  часто приклеивают дополнительное углепластиковое V-образное или X-образное усиление, называемое "торсионными вилками" или "торсионным усилением".

    По  форме бокового выреза доски делятся  на радиальные и с переменным радиусом кривизны. Например, в досках для фрирайда принято совмещать короткий радиус в хвосте доски с длинным радиусом в районе носа. А в досках для технического фристайла чаще встречается совмещение длинных радиусов на концах доски с коротким радиусом посередине.

    Скользящая  поверхность доски, или "база", изготовляется или методом экструзии (extruded) из полиэтилена — такие базы называются "тянутыми", или методом синтеза (sintered) из гранулированного полиэтилена с графитовыми волокнами — их называют "спеченными", или графитовыми.

    Основными преимуществами "тянутых" баз  являются прежде всего их низкая стоимость, хорошее скольжение без дополнительной обработки и высокая ремонтопригодность.

    Графитовые  базы представляют собой пористый композит, легко впитывающий мази. Без дополнительной смазки такие базы скользят хуже "тянутых" и не поддаются ремонту.

    Крепления для сноубордов могут быть мягкие (показаны на рис. в верхнем ряду) и жесткие (внизу).

    

    Рис. Крепления для сноубордов

    Размеры сноубордов колеблются от 139 до 168 см. На рис. показаны сноуборды для фристайла.

    

    Рис. Сноуборды для фристайла 

    Скейтборды

    Скейтборд — доска (дека) на колесах для  катания по поверхностям с твердым  покрытием или для скольжения по различным профилям (трубам, поручням и др.). Скейтборд обычно изготавливается  из ламинированного кленового шпона (от 6 до 9 слоев). У стандартной деки семь слоев шпона. Низ деки иногда покрывается слоем пластика. Сверху на деку наклеивают специальный самоклеящийся "наждак" — пластиковый слой, покрытый абразивным порошком. Снизу  к деке крепятся две подвески с  колесами.

    У деки особая форма (concave — конкейв) — она согнута поперек, а также у нее загнуты нос и хвост.

    

    Рис. Скейтборд

    Основными характеристиками дек являются:

    • глубина конкейва (поперечных загибов);

    • длина носа и хвоста деки;

    • ширина и длина деки;

    • колесная база (расстояние между подвесками).

    Подвески  — это управляющая часть скейтборда. Они изготавливаются из прочного алюминиевого сплава. Подвеска состоит  из двух частей: базы (baseplate) и трака (truck). База крепится к деке с помощью четырех болтов. Между базой и декой вставляются упругие прокладки — райзеры. База и трак соединяются между собой болтом (кингпином), на который надеты две резиновые втулки. Райзеры и втулки позволяют доске наклоняться по отношению к колесам, благодаря чему скейтборд поворачивает. Колеса с подшипниками крепятся к траку с помощью гаек.

    Колеса  изготавливаются из полиуретанового  композита. Основными параметрами  колес являются диаметр и жесткость. Диаметр колес варьируется от 48 до 60 мм. Жесткость обозначается буквой "А" и цифрой (101 А — самые твердые колеса). Мягкие колеса смягчают удары и не такие скользкие, как жесткие, но при этом быстрее теряют скорость.

    В каждом колесе устанавливается по два  подшипника. Подшипники различаются  по точности обработки, которая обозначается латинской аббревиатурой "АВЕС", после которой ставится номер. Для  скейтбордов используются АВЕС-1, АВЕС-3, АВЕС-5, АВЕС-7. Чем выше номер, тем  выше точность выточки и, соответственно, выше стоимость подшипника. Конструкции  и размеры скейтбордов отличаются в зависимости от вида соревнований и роста спортсменов, поэтому, как  правило, собираются в магазине из деталей, отобранных покупателем.

Информация о работе Снаряжение для катания и скольжения