Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:07, реферат
Для четкого вывода о наличии признаков, характеризующих культурные ценности, необходимы знания в области искусства, истории, археологии, такими знаниями в полной мере обладают только специалисты в конкретной области знаний. Работники таможенных органов не могут обладать такими глубокими познаниями и вынуждены всякий раз прибегать к услугам экспертов-специалистов, так как ошибочные выводы о культурной ценности предмета могут вызвать жалобы лиц, их перемещающих, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Введение 3
1. Понятие культурных ценностей 4
2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных ценностей 6
2.1 Пример из судебной практики 12
3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей. 13
Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов 18
Приложение 20
Нормативные источники 21
Использованная литература 21
Культурные ценности, их списки, фотографии и разрешения при выезде предъявляются гражданами таможенным учреждениям.
На основании оценки предметов в соответствии с действующим законодательством взыскивается таможенная пошлина.
При пересылке в почтовых отправлениях предметы предъявляются соответствующим учреждениям связи вместе с квитанцией об уплате таможенной пошлины.
Работники таможенных учреждений и организаций связи, искусствоведы - контролеры устанавливают идентичность вывозимых или пересылаемых культурных ценностей со сведениями, указанными в документах о разрешении на вывоз и пересылку этих предметов.
Таким образом, единственным основанием для вывоза культурных ценностей является предоставление лицом, перемещающим указанные ценности, в органы таможенного контроля свидетельства, подтверждающего право на их вывоз. К свидетельству прилагаются перечень ценностей, заверенный печатью Министерства культуры, а также их фотографии, на оборотной стороне которых также проставляется печать Минкультуры.
Если граждане выезжают на постоянное жительство за рубеж и желают вывезти из России отдельные предметы, являющиеся семейными реликвиями или мемориальными ценностями и не хранящиеся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, то свидетельства на право вывоза указанных предметов выдаются им с разрешения Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей. Обязательное условие для получения такого разрешения - представление доказательства права собственности на названные предметы.
2.1 Пример из судебной практики
В арбитражный суд обратился Центр графических искусств с иском о признании недействительным постановления таможни о наложении на Центр штрафа и конфискации картин по мотиву сокрытия им от таможенного контроля перемещаемых через границу картин путем представления таможенному органу документов, содержащих о них недостоверные сведения (статьи 277, 278).
Истец утверждал, что его вины в нарушениях, отмеченных в постановлении таможенного органа, нет, поскольку Центр не должен нести ответственность за действия эксперта-искусствоведа экспертно-контрольной группы Министерства культуры Российской Федерации, выдавшего ненадлежащее свидетельство на право вывоза культурных ценностей из России.
Ответчик с утверждениями истца не согласился, сославшись на то, что постановление таможни вынесено в соответствии с требованиями законодательства.
Как следует из материалов дела, при таможенном досмотре картин, вывозимых Центром графических искусств за границу для участия в выставке-продаже, было установлено, что одно из полотен не соответствовало фотографии с изображением картины, подлежащей вывозу, семь работ исполнены в технике и на материале, не соответствующих указанному в документах возрасту произведений. По заключению эксперта, стоимость картин была значительно занижена.
За указанные нарушения на Центр графических искусств был наложен штраф в размере 300% стоимости картин. Все полотна конфискованы как объекты правонарушения.
Арбитражный суд доводы Центра графических искусств о вине эксперта отклонил, сославшись на статью 278 Таможенного кодекса, в соответствии с которой, ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с обманным использованием документов несет лицо, перемещающее такие товары, то есть Центр графических искусств. Постановление таможни в части конфискации картин, которые соответствовали предъявленным на вывоз документам, отменил, указав в своем решении, что статья 277 Таможенного кодекса предусматривает конфискацию товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения.
3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей.
Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
-для организации выставок;
- для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
- в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
- в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза из РФ культурных ценностей, принимается уполномоченными органами Министерства культуры РФ.
Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства.
Решение может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога.
При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе прилагаются:
- договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;
- документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей.
При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также физическими лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:
- свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в предусмотренные российским законодательством охранные списки или реестры;
- подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;
- договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и Министерством культуры РФ договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть отказано по следующим основаниям:
- при отсутствии со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных ценностей;
- если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;
- если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, а также, если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;
- если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей.
Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.
Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе.
Временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и регистрации в порядке, который должен быть установлен установленном Министерством культуры совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной Российской Федерации; на них распространяется действие законодательства РФ о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации. Предоставление государственных гарантий охраны указанных ценностей осуществляется в каждом отдельно случае в соответствии с международными договорами или постановлениями Правительства России на условиях соблюдения принципа взаимности.
Указанием ГТК РФ от 13 декабря 1993 г. N 01-12/1026 "Об освобождении от обложения сборами за таможенное оформление культурных ценностей" установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление временно вывозимых (ввозимых) государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей не взимаются в случаях:
а) временного вывоза и обратного ввоза указанными учреждениями культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
б) временного ввоза культурных ценностей в целях экспонирования указанными учреждениями и обратного вывоза после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий.
Что касается таможенных пошлин, то в ТК предусматривается применение двух типов (видов) режима временного ввоза (вывоза) - с полным и частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Согласно указанию ГТК от 19 сентября 1995 года N 01-12/ 1141 "О режиме временного ввоза (вывоза)" в основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение дохода. Временный ввоз (вывоз) культурных ценностей для экспонирования на выставках, вернисажах и подобных мероприятиях осуществляется с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин
В ТК установлен общий предельный срок временного ввоза (вывоза) товаров - не более двух лет (ст. 71). В рамках этого срока таможенные органы, выдавая разрешение на помещение товара под таможенный режим, устанавливают конкретный срок, в течение которого товар, исходя из цели и обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне) таможенной территории. Кодексом наряду с этим предусмотрена и возможность продления установленных сроков для временного ввоза (вывоза).
Основанием для рассмотрения вопроса о продлении предельных сроков временного ввоза (вывоза) товаров является мотивированное заявление, подаваемое в ГТК не позднее двух месяцев до истечения первоначально установленных предельных сроков. Кроме заявления, заинтересованное лицо также обязано представить документы, необходимые при рассмотрении вопроса о продлении сроков, в частности:
-заключение таможни о целесообразности дальнейшего продления срока временного ввоза (вывоза) товаров;
-копии ранее оформленных ГТД, по которым товары были помещены под рассматриваемый режим (с прилагаемыми к ним документами).
В настоящее время, на основании Письма ГТК РФ от 9 октября 1997 г. N 01-15/19349 "О продлении сроков временного вывоза культурных ценностей", таможенные органы производят таможенное оформление продления сроков временного вывоза с таможенной территории Российской Федерации культурных ценностей в соответствии с установленным порядком при условии представления письменного разрешения Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России о продлении сроков действия "Свидетельства" с приложением к нему перечня вывезенных культурных ценностей, на которые распространяется действие такого разрешения.
Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов
При ввозе на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств, физическое или юридическое лицо-обладатель прав на демонстрацию и распространение фильма на территории России (в том числе по доверенности) представляет в таможенные органы:
1. Грузовую таможенную декларацию, заполненную в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 25.04.94 г. N 162.
При этом к грузовой таможенной декларации прилагается составленное в произвольной форме письменное заявление лица, перемещающего товары, в котором указывается:
а) наименование фильма на языке оригинала и русском языке;
б) страна-производитель фильма, год выпуска, возрастные ограничения цензорских комиссий страны-производителя;
в) продолжительность фильма (объем в частях);
г) жанр фильма;
д) цель ввоза фильма.
Заявление подписывается уполномоченным должностным лицом предприятия, учреждения или организации либо физическим лицом, перемещающими товары и является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
2. Документы, подтверждающие права заявителя на распространение и демонстрацию фильма:
* договор;
* доверенность;
* банковские документы, свидетельствующие о состоявшейся сделке купли-продажи.
3. Иные документы, необходимые для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.
Информация о работе Таможенный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей