Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание

Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

Содержание

Содержание:

1.Историческое развитие теории и практики менеджмента качества________3

2. Нормативное регулирование деятельности в области качества__________9

3.Список используемой литературы__________________________________16

Работа состоит из  1 файл

управление качествомMicrosoft Word.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

• правовое регулирование  отношений, складывающихся на всех уровнях  управления качеством продукции;

• создание  нормативно-правовой  базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции;

• защита прав и  интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Нормативно-правовая база управления качеством продукции  включает в себя различные нормативные  акты и правила. 

Нормативный акт  как самостоятельная форма права  представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ.

Верхнюю ступень  в иерархии занимает закон, т.е. закон  — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные  акты называются подзаконными и принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

• указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;

• акты {постановления  и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных  актов именуются распоряжениями);

• акты государственных  региональных и местных муниципальных органов {представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории — региона, области, города, района;

• ведомственные  акты, — акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие  в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Устанавливая  контроль качества продукции, организация  обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса — важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции — отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.

Управление качеством  продукции осуществляется на основе международных, государственных и  отраслевых стандартов и стандартов предприятий1. Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на системы качества (МС ИСО серии 9000).

Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют  потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусматривают активную роль потребителя в процессе изготовления продукции. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (МС ИСО серии 9000 — МС ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.

Компетентные  органы государственного управления качеством продукции разрабатывают государственные стандарты, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Поэтому госстандарты касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Они обязательны и в иных случаях, если это установлено компетентным органом управления.

Субъекты хозяйственной  деятельности обязаны соблюдать  требования госстандартов и поддерживать на соответствующем уровне систему качества продукции. Это предусматривается соответствующими договорами между организациями, технической документацией изготовителя (исполнителя, поставщика) продукции.

Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым  требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций, которые организуют и производят работы по стандартизации в соответствии с Законом РФ «О стандартизации». Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в пределах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартов распространяется на предприятия конкретной отрасли.

Стандарты предприятий  разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдение требований стандартизации от других хозяйствующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.

Стандарты научно-технических, инженерных и иных общественных организаций разрабатываются этими организациями и утверждаются соответствующим органом государственного управления по стандартизации. Основная цель таких стандартов — распространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стандарты могут использоваться субъектами хозяйственной деятельности (заказчик, исполнитель) при заключении договоров между ними соответствующего уровня, в которых предусматриваются условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требований госстандартов и не должны нарушать нормы и правила, предусмотренные в них. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.

Существуют два  способа подтверждения соответствии продукции и услуг требованиям  государственных стандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам. 

 Практика  показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям госстандартов, является сертификация. 

Маркировка любой  продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном  порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

В Российской Федерации  создана комплексная система  государственной сертификации качества продукции. Первым знаком, связанным с проблемой соответствия продукции в нашей стране, был «Знак качества». Сейчас существует множество знаков соответствия системы оценки качества продукции. К ним следует отнести такие, как знак сертификации советской ассоциации качества, знак соответствия в системе сертификации средств измерений, в метрологии существует знак утверждения типа средств измерений.

Интеграция стран  ЕС затронула вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, удовлетворяющих требованиям европейских норм и стандартов. Как уже сказано выше, страны ЕС ввели единый знак соответствия, который изображается символом СЕ.

Дня организаций, производящих продукцию, наиболее важным является обязательная маркировка продукции  — «марка производственная». Производственные требования к маркировке продукции регламентируются соответствующими стандартами на продукцию, упаковку, маркировку. В этом производственном знаке указан изготовитель продукции. Символика марки производственной (МП) помещается на самом изделии или в крайнем случае на его упаковке. Знак МП должен содержать необходимую исходную информацию об организации, сорте товара и номере государственного стандарта. Знак МП не регистрируется и применяется независимо от товарного знака. Однако он служит средством усиления ответственности организаций за качество выпускаемой продукции. Отсутствие МП или неправильная маркировка влечет за собой ответственность организации, а для ее руководителей — дисциплинарную или уголовную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы: 

1. Экономика  предприятия: Учеб. /Под ред. В.Я.  Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

2. Экономика  предприятия: Пер. с нем. —  М.: Инфра-М., 1999.

3. Экономика  предприятия: Учеб. / Под ред. О  И Волкова — М.: Инфра-М, 1998.

4. Экономика  предприятия / Под ред. д.э.н., проф. А.Б. Карлика: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.

Информация о работе Управление качеством