Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:15, реферат
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Введение
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В наших условиях, когда
создан свободный рынок, конкуренция,
а продавцы заинтересованы в полном
удовлетворении запросов граждан, вопросы
защиты прав интересов граждан-
7 февраля 1992 года был
принят Федеральный Закон о
Правах Потребителей. В преамбуле
этого Закона указано - «Настоящий
Закон регулирует отношения,
Уже 16 лет Закон растет и развивается вместе с ростом и развитием нашей экономики. Последние поправки к закону 2007 года уже поспешили назвать потребительской революцией. В данной работе хотелось бы отразить актуальные дополнения, которые получил Закон на сегодняшний день.
1. Защита прав потребителей при
продаже товаров
1.1 Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками
25 октября 2007 г. Президент
подписал Федеральный закон "О
внесении изменений в закон
Российской Федерации "О
В настоящее время, когда
все большее число покупок
персонифицируется (расширился перечень
товаров, при продаже которых
требуется указание данных о покупателе,
широкое распространение
Интересно, что, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки. Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара".
Недостатки могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара. Следует отметить, что если продавец указал потребителю на явные и скрытые недостатки товара при покупке, то потребитель не имеет права воспользоваться положениями ст. 18 закона.
Однако, если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:
- безвозмездного устранения
недостатков товара или
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);
- расторжение договора купли-продажи.
При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.
Что касается технически сложных товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2. Остальные же требования потребитель предъявляет только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации и на сегодняшний день .
Анализ показывает, что
сегодня наиболее часто нарушаются
права потребителей при гарантийном
обслуживании бытовой и электронной
техники. Сроки устранения выявленных
дефектов растягиваются на многие месяцы.
Заменить неисправный товар становится
невозможным, поскольку он объявляется
дорогостоящим, а в этом случае для
замены надо выявить в товаре существенный
недостаток. К тому же в последнее
время сложилась судебная практика,
когда и требование вернуть деньги
за вышедший из строя товар также
стало обуславливаться наличием
в нем существенного
По тем товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе по своему выбору предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Основным условием для удовлетворения требований потребителя является предъявление им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - достаточно технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.
На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции.
1.2 Сроки предъявления
потребителем требований в
Для устранения недостатков
в товаре Законом устанавливаются
разные сроки. Срок, исчисляемый годами,
истекает в соответствующие год,
месяц и число (например, 20 июля 2007
г.). Если срок исчисляемого месяца приходится
на такой месяц, в котором нет
соответствующей даты, то срок считается
истекшим в последний день этого
месяца. Если последний день срока
приходится на нерабочий день, днем
окончания срока считается
Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, то потребитель имеет право на устранение этих недостатков.
Если же гарантийный срок или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить свои требования в течение шести месяцев с момента покупки товара, а в отношении недвижимости - в течение двух лет с момента ее приобретения.
По окончании сроков, указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности, а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п.3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).
На комплектующие детали технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар.
Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем (п.1 ст.20 закона).
Согласно п.2 ст.20 и п.1 ст.21
Закона на период устранения недостатков,
ремонта или замены товаров длительного
пользования по требованию потребителя
ему должны предоставить аналогичный
товар в безвозмездное
В случае устранения недостатков
в товаре гарантийный срок продлевается
на время, когда товар не эксплуатировался.
При устранения недостатков комплектующего
изделия или составной части
товара гарантийный срок на новое
комплектующее изделие и
Требования о замене товара
(ст.21 Закона) удовлетворяются продавцом
(изготовителем) или организацией, выполняющей
функции продавца (изготовителя), на
основании договора с ними в течении
7 дней с момента предъявления такого
требования. Если возникает необходимость
дополнительно проверить
Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, тогда он заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если отсутствует товар в момент заявления потребителя об обмене, это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении.
При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.
Закон позволяет потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь, потребовав ее незамедлительного бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; или потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных
настоящим Законом сроков
- невозможность использования
товара в течение каждого года
гарантийного срока в