Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, реферат
Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
1 Введение
2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры
3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
4 Основные виды адаптивной физической культуры.
5 Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом.
6 Становление и развитие адаптивной физической культуры в России
7 Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.
8 Организация адаптивного спорта.
9 Принципы адаптивной физической культуры.
10 Задачи и средства адаптивной физической культуры.
11 Методы адаптивной физической культуры.
12 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
13 Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
14 Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся
15 Заключение
16 Список литературы
Санкт-Петербургский
университет культуры и искусств
Кафедра физического воспитания
Реферат
По дисциплине ”Физическая культура” на тему:
“Организационно управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом ”
Выполнил:
Студент учебной группы 30311 Санакоева М.Р.
Проверил:
Заведующий кафедрой физического воспитания
Доцент,к.б.н. В.Н.Бледнова
Санкт-Петербург
2012
План
1 Введение
2 Основные понятия и термины
адаптивной физической культу
3 Теория и организация
4 Основные виды адаптивной
5 Становление и развитие
6 Становление и развитие
7 Организационно-управленческая
8 Организация адаптивного
9 Принципы адаптивной
10 Задачи и средства адаптивной физической культуры.
11 Методы адаптивной физической культуры.
12 Обучение двигательным
13 Развитие физических качеств
и способностей у лиц с
14 Планирование и комплексный
(медико-психолого-педагогиче
15 Заключение
16 Список литературы
Введение
Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.
Понятия «культура», «физическая
культура», «адаптивная
Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики.
Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культуры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности), третья - возрастные периоды жизни человека). Формирование правового и информационного пространства адаптивной физической культуры в Российской Федерации как важнейшее условие обеспечения интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (предоставление гарантий и возможностей инвалидам, подготовка общества к принятию инвалидов как равноправных членов общества, обладающих самоценностью).
Основные виды адаптивной физической культуры.
Критерий для выделения основных видов адаптивной физической культуры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.
Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) за рубежом.
Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры является частью государственной социальной политики, которая возникает и развивается как особая форма отражения ценностных ориентации государства и культурных норм общества по отношению к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это отношение и определяет деятельность всей системы социальных институтов, включенных в решение проблем данной категории населения: обслуживания, образования, трудовой деятельности, культуры, отдыха, спорта и др.
В настоящее время в России и за рубежом действуют принятые в 1993 году Организацией Объединенных Нации «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Политической и моральной основой «Стандартных правил» являются: Международный билль о правах, включающий Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о правах ребенка, запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности и предусматривающая принятие специальных норм для обеспечения прав детей-инвалидов; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; и ряд других международных документов, под которыми стоит подпись России.
В этих документах признается не только
равенство людей вне
Применительно к системе образования,
в которой роль и значение адаптивной
физической культуры наиболее велики,
все большее признание
В странах Западной Европы идея интеграции
детей с отклонениями в развитии
в общеобразовательные
Именно в этом широком антидискриминационном движении специальные школы (тем более интернаты, детские дома и другие изолированные учреждения) признаются сегрегационными, а вся система специального (дифференцированного, отдельного от массового) образования - дискриминационной. И если на предшествующих этапах общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание ярлыков»(Малофеев Н.Н.,2001)
Поэтому в странах Западной Европы, начиная с 70-х годов, ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями становится «включения в общий поток» интеграция. Подробные процессы происходят и в других экономически развитых странах мира (США, Канада, Япония и др.)
Разумеется, такой сложный социальный прогресс, как интеграция, не может проходить гладко, безболезненно. Постоянно проходят дискуссии о полезности и целесообразности интеграции для большого количества детей, появляются противники интеграции как среди родителей, так и среди специалистов. Однако необходимо иметь в виду, что современный период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался всего лишь около трех десятилетий назад си является незавершенными, масштабная реализация заявленных ценностей открытого мира придется на ХХI век (Малофеев Н.Н.,2001.)
Что же касается организационно-управленческой
структуры физической культуры для
деятельностилиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивной физической культуры),
то она строится за рубежом в соответствии
с общими тенденциями отношения общества
с данной категории населения. В большинстве
стран организация адаптивной физической
культуры и управление ею осуществляются
в русле двух направлении: государственном
и общественном (в рамках филантропически-
Безусловно, выделение этих направлений
весьма условно, поскольку многие учреждения
и организации представляют собой
структуры взаимного
Занятия адаптивной физической культурой
проводится с лицами с отклонениями
в состоянии здоровья в учреждениях
общего (массового) и социального
образования, различных уровней, здравоохранения
и социального обеспечения всех
звеньев «возрастной вертикали»
Наиболее общими чертами направленности занятий являются следующие.
В учреждениях здравоохранения доминирует так называемый лечебный (реабилитационный) подход, основная направленность которого заключается в активизации деятельности различных органов и систем и коррекции имеющихся дефектов развития занимающихся.
В учреждениях образования как общего, так и социального, превалируют образовательно-оздоровительные задачи и задачи формирования жизненной компетенции учащихся и студентов (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, коммуникативной деятельности, социально-бытовой ориентации, социальной мобильности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в социуме и т.п.).
В учреждениях социального
В качестве примера положительной общественно-управленческой структуры адаптивной физической культуры можно привести систему деятельности благотворительной организации «Спешиал Олимпикс», которая занимается адаптивным спортом с лицами, имеющими поражения интеллекта. Самое активное участие в финансировании этой организации принимает «Фонд Кеннеди».
Международная организация «Специальной Олимпиады» - «Special Olympics International» - Объединяет 162 страны и реализует самую большую международную программу в мире по организации круглогодичных тренировок и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта.
Из философии специального олимпийского движения вытекает основная направленность занятий - формирование жизненной компетенции занимающихся, их адаптация к социуму с целью облегчения процесса интеграции в общественные процессы и повышения уровня качества жизни. Эта благотворительная организация имеет достаточно сложную организационно-управленческую структуру, не зависимую от государства.
Основной социальный закон функционирования
и развития физической культуры (в
том числе адаптивной) - её обусловленность
экономическим и социально-