Адаптивная физическая культура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, реферат

Описание

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Содержание

1 Введение
2 Основные понятия и термины адаптивной физической культу­ры
3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
4 Основные виды адаптивной физической культуры.
5 Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом.
6 Становление и развитие адаптивной физической культуры в России
7 Организационно-управленческая структура адаптивной физи­ческой культуры в России и за рубежом.
8 Организация адаптивного спорта.
9 Принципы адаптивной физической культуры.
10 Задачи и средства адаптивной физической культуры.
11 Методы адаптивной физической культуры.
12 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
13 Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья
14 Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся
15 Заключение
16 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

fizkult.docx

— 41.96 Кб (Скачать документ)

Методы адаптивной физической культуры.

 Метод - как способ, путь достижения  поставленной цели; методический  прием как вариант реализации  метода в соответствии с конкретной  задачей коррекции, компенсации,  профилактики, обучения, воспитания, оздоровления-Методы  АФК, используемые в комплексной  реабилитации больных и ин­валидов: лечебная гимнастика (суставная и силовая), массаж, коррекция поло­жений, дозированная ходьба (терренкур), гидрореабилитация (гидроаэробика, игры в воде и др.), механотерапия, физические методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др.), психосоматическая саморегуляция и аутогенная тренировка, аудиовизу­альная стимуляция (музыка, цвет, образ) и др. Методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности в адаптивной физической культуре: методы формирования эмпатии, языковой компетентности, толерантности к неоднозначности, ролевой дисциплины, по­знавательных способностей; методы заданий на выполнение определенных ро­лей и функций (в частности, функций арбитра, члена судейской коллегии, тре­нера, организатора соревнований, эксперта при проведении спортивно-медицинской классификации, разработчика правил соревнований с гандикапом (форой) и др.); игры с правилами (сюжетно-ролевые, игры-драматизации), уп­ражнения подражательно-исполнительного и творческого характера, этюды, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций (для совершен­ствования мимики, жестов, выразительности движений, пантомимики, чувства собственного достоинства, самоконтроля); методы сказкотерапии и др. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре (методы организации учебной деятельности, стимулирования, кон­троля и самоконтроля учебной деятельности). Методы развития физических качеств и способностей (равномерный, пе­ременный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой). Комплексное применение методов адаптивной физической культуры.

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Сходства и различия процессов обучения двигательным действиям в раз­личных видах адаптивной физической культуры (адаптивном физическом вос­питании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации и физиче­ской реабилитации). Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения дви­гательных действий - главное требование к этому процессу в адаптивной фи­зической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений». Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П.Я. Гальперин), концепция формирования образа в системе психи­ческой регуляции деятельности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономарен-ко), понятие «чистого» перцептивного обучения при освоении исполнитель­ской деятельности (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко), концепция «искусственная управляющая среда» (И.П. Ратов), теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (СП. Евсеев), средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся. Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап началь­ного, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки дей­ствия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом: этап формирования ориентировочной основы двигательного дей­ствия и сенсорно-перцептивного обучения; этап формирования нервно-мышечных координации и мышечных ощущений; этап развития физических качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; этап фор­мирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; этап перехода к самостоятельному выполнению двигательных дейст­вий; этап совершенствования освоенного действия. Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия, сенсорно-перцептивного обучения и других этапов процесса его ос­воения у инвалидов различных нозологаческих групп (с сенсорными наруше­ниями, с поражениями опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в ин­теллектуальном развитии и др.). Роль и место тренажеров в процессе обучения двигательным действиям инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим уп­ражнениям в адаптивной физической культуре.

 

 

Развитие  физических качеств и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья.

 Основные закономерности развития  физических способностей (движение - ведущий фактор развития физических  способностей, зависимость развития  физических способностей от режима  двигательной деятельности, этапность развития физических способностей, неравномерность и гетерохронностъ раз­вития, обратимость показателей развития способностей, перенос физических способностей). Педагогические принципы развития физических способностей (принцип регулярности педагогических воздействий, принцип прогрессирования и адап­тационно-адекватной предельности в наращивании эффекта воздействий, принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий, принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей, принцип соразмерности в развитии способностей) и их особенности в работе с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способно­стей («укрепления слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адап­тивной физической культуре. Физическая нагрузка («внешняя» и «внутренняя» ее стороны, объем и ин­тенсивность) и отдых - как структурные основы развития и совершенствования индивидуальных физических способностей инвалида. Методы развития физи­ческих способностей. Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с нарушениями в развитии сенсорных систем, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, других органов и систем. Приоритетная роль игрового метода в коррекции двигательных наруше­ний.

Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся Индивидуальная программа реабилитации инвалида и рекомендации вра­ча или государственной службы медико-социальной экспертизы - основная предпосылка перспективного, этапного и краткосрочного (текущего) планиро­вания.Особенности текущего, этапного и циклового педагогического контроля в адаптивной физической культуре. Медико-психологический контроль за занимающимися, осуществляемый внешними по отношению к педагогическому процессу организациями: госу­дарственной службой медико-социальной экспертизы, врачебно-физкультурными диспансерами, национальными и международными комис­сиями по спортивно-медицинской классификации (в адаптивном спорте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

АФК как новая для России интегративная  область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие  перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей  страны и невозможностью кардинально  изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета  ее руководителей и широких слоев  населения по отношению к ФК, в  том числе адаптивной, здоровому  образу жизни.Огромными перспективами научно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.Последние два компонента (вида) АФК самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами ее самоактуализации, с искусством.Особенно важным направлением развития АФК в Росси является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.Повсеместное внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. -- М.: Советский спорт, 2001

2.Самыличев А.С., К вопросу о  теоретических основах методики  физического воспитания учащихся// Дефектология, 2002

3. Теория и организация АФК:  учебник. В 2 т. Т. 1: Введение  в специальность. История, организация  и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

4.  АФК: Ежеквартальный периодический  журнал. – 2000; №№1–2, 3–4. – 2001 и  последующие годы: №1, 2, 3, 4.

5.  Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1997.

6.  Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. ФВ в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. – М.: Советский спорт, 2003. – 64 с.

7.  Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 166 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Адаптивная физическая культура в России