Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.
1. Состояние проблемы дифференцированного подхода
в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5
2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15
3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек
в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы …………………………………………36
Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.
В
последнее время
Наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития, так и в связи с формированием их полоролевого поведения, проводить часть физкультурных занятий раздельно, а часть совместно. Содержательная сторона двигательной деятельности школьников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, борьба, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам и девочкам, в равной степени.
Учет половых особенностей школьников в процессе занятий физическими упражнениями может вестись по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей в процессе выполнения физических упражнений, системы поощрений и наказаний, требования заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.
На занятиях можно использовать методические приемы, имеющие различия:
1. Независимо от роста детей при построениях (в шеренги, колонны) впереди стоят всегда мальчики.
2. В подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами).
3. В дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10).
4. По продолжительности (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5).
5.
При движении в парах (в
6.
В обучении сложным
7.
В пространственных границах (мальчикам
выделяется большая, чем
8.
В распределении ролей в
9.
В требованиях к качеству
10.
В расстановке и уборке
11. В оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»).
12. В сопровождении необходимо чаще напоминать мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений; а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13.
В учете сензитивных этапов
при формировании и
14.
В акцентировании внимания детей – на
мужских и женских видах спорта.
2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
Под
физическими качествами и способностями
мы понимаем такие качества и способности,
которые характеризуют его
Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.
У мальчиков к 6-7 годам увеличиваются темпы прироста интегрального показателя физической подготовленности, а у девочек к 6-7
годам происходит увеличение темпов прироста показателей умственного развития и снижение темпов прироста интегрального показателя физической
подготовленности. Следовательно, учёт половых особенностей при планировании физических и умственных нагрузок на физкультурных занятиях путём проведения части занятий раздельно для мальчиков и девочек, а также дифференцированного подхода при совместном обучении является важным условием эффективности учебно-образовательного процесса.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.
По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития»1.
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.
На
развитие физических качеств дошкольника
оказывают влияние различные средства
и методы физического воспитания. Эффективным
средством развития быстроты являются
упражнения направленные на развитие
способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения лучше всего
в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть,
чтобы упражнения не были продолжительными,
однообразными. Желательно их повторить
в разных условиях с разной интенсивностью,
с усложнениями или наоборот, со снижением
требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.
Необходимо
также учитывать темп выполнения
упражнений: чем он выше, тем меньшее
количество раз должно выполняться.
В силовых упражнениях
Информация о работе Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек