Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:33, контрольная работа
Началу занятий любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. Большинство занимающихся отметили, что они руководствовались одним из следующих мотивов:
· Укрепление здоровья;
· Формирование красивой фигуры;
· Развитие физических качеств;
· Снижение веса тела;
· Эмоциональная разрядка;
· за компанию и другие.
1.Введение.
2. Специфика организации самостоятельных занятий, в зависимости от возраста, пола, индивидуального уровня физической подготовки и тренировочного опыта.
а) Особенности самостоятельных занятий для женщин.
б)Планирование объема и интенсивности физических упражнений, с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий.
в)Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов.
г) Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.
3. методика Апанасенко Г.Л. (1988)
Учитывая перечисленные
Тренировочные нагрузки характеризуются
рядом физических и физиологических показателей.
К физическим показателям нагрузки относятся
количественные признаки выполняемой
работы (интенсивность и объем, скорость
и темп движений, величина усилия, продолжительность,
число повторений). Физиологические параметры
характеризуют уровень мобилизации функциональных
резервов организма (увеличение ЧСС, ударного
объема крови, минутного объема).
Тренировочные нагрузки, выполняемые
при ЧСС 131-150 удар/мин, относят к “аэробной”
(первой) зоне, когда энергия вырабатывается
в организме при достаточном притоке кислорода
с помощью окислительных реакций.
Вторая зона – “смешанная”, ЧСС 150-180 удар/мин.
В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения
подключаются анаэробные, когда энергия
образуется при распаде энергетических
веществ в условиях недостатка кислорода.
Самочувствие довольно точно отражает
изменения, происходящие в организме под
влиянием занятий физическими упражнениями.
Очень важно при самостоятельных занятиях
знать признаки чрезмерной нагрузки. Если
нагрузка в занятиях является чрезмерной,
превышает возможности организма, постепенно
накапливается утомление, появляется
бессонница или повышается сонливость,
головная боль, потеря аппетита, раздражительность,
боль в области сердца, одышка, тошнота.
В этом случае необходимо снизить нагрузку
или временно прекратить занятия.
Опыт показывает, что тренируясь
3-4 раза в неделю даже с минимальным
объемом нагрузок можно добиться
существенного улучшения
Под влиянием регулярных занятий бегом
во всех системах организма происходит
функциональная перестройка. У лиц, занимающихся
оздоровительным бегом, происходит более
интенсивная перестройка костей. Активизация
деятельности мышц при занятиях оздоровительным
бегом приводит к повышению активности
всех обменных процессов.
Бег – наиболее доступный вид занятий
физической культурой, т.к. не требует
специально оборудованных залов, и заниматься
бегом может человек практически любого
возраста. Однако, следует знать и о требованиях
методики :
Рассмотрим дозировку
Занятия оздоровительным бегом желательно
проводить в парке, в сквере, лесу, на стадионе,
набережной или тихой улице. Не рекомендуется
бегать по дорогам и городским улицам
с интенсивным движением транспорта, где
в воздухе содержится большое количество
вредных выхлопных газов.
Приступая к занятиям, для контроля за
дистанцией, весь маршрут нужно разбить
на отрезки по 50-100 м. Сделать это просто
при помощи шагов. В первое время новичкам
удобно проводить занятия на беговой дорожке
стадиона, где легко осуществлять контроль
за дистанцией.
Физическая нагрузка вызывает учащение
пульса. Между интенсивностью физической
активности и величиной пульса имеется
прямая зависимость – чем интенсивнее
нагрузка, тем чаще пульс. Поэтому, для
контроля за интенсивностью физической
нагрузки следует научиться самостоятельно
определять пульс.
Лучше всего определять пульс в области
сонной артерии. Пульс измеряется сразу
после окончания бега, ходьбы или гимнастического
упражнения (желательно это сделать не
позднее чем через 2-3 сек.).
Показатель пульса за 10 сек. умножается
на 6. Например, если сразу после окончания
бега пульс за 10 сек. составлял 22, значит
ЧСС равна 132 в мин.
С первых занятий оздоровительным бегом
надо последовательно и терпеливо учиться
правильно дышать. Овладеть техникой правильного
дыхания должен каждый человек.
В покое и особенно во время бега при неправильном
дыхании затрудняется кровообращение,
т.к. не в полной мере включается в работу
“дыхательный насос”, снижается уровень
насыщения крови кислородом, нарушается
обмен веществ.
Правильно дышать – это значит дышать
свободно, глубоко, включая в работу все
дыхательные мышцы. Вдох и выдох делать
через нос.
Особое значение для человека имеет дыхание
через нос. Человек всегда должен стараться
дышать через нос. С помощью носового дыхания
можно контролировать величину физической
нагрузки. Если во время оздоровительного
бега дышать через нос невозможно, и приходится
дышать через рот, значит нагрузка на организм
является выше предельно допустимой. В
этом случае необходимо снизить скорость
бега. Если после снижения скорости бега
дышать все же трудно, то следует перейти
на ходьбу. У некоторых людей дыхание через
нос вызывает значительные затруднения,
особенно во время физической нагрузки.
В этом случае во время бега можно дышать
через нос и полуоткрытый рот одновременно.
Физические упражнения – это только элемент
оздоровительных мероприятий. Всем, кто
занимается оздоровительным бегом, нужно
обязательно знать и соблюдать правила
личной гигиены. Соблюдение правил личной
гигиены способствует повышению эффективности
занятий.
Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно-транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчет уровня здоровья сейчас
используют ряд методик.
В качестве примера
Иногда используется и другие показатели (табл. 6).
Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологически
показатели:
1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
2. Жизненный индекс – соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
4. АД – артериальное давление ( мм.рт.ст.);
5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
6. Силовой индекс – сила кисти (кг.)/вес тела (кг.) х 100.
Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)
Таблица 1
Показатели |
Функциональные классы (уровни) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше Среднего |
высокий | |
Масса тела (г/см) Рост М Ж Баллы |
501 451 -2 |
451-500 401-450 -1 |
401-450 375-400 0 |
375-400 351-374 - |
375 350 - |
ЖЕЛ (мл/кг) Масса тела М Ж Баллы |
50 40 0 |
51-55 41-45 1 |
56-60 46-50 2 |
61-65 51-57 4 |
66 57 5 |
ЧСС х АД сист. 100 М Ж Баллы |
111 111 - 2 |
95-110 95-110 0 |
85-94 85-94 2 |
70-84 70-84 3 |
69 69 4 |
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.) М Ж Баллы |
3 3 - 2 |
2-3 2-3 1 |
1.30-1.59 1.30-1.59 3 |
1.00-1.29 1.00-1.29 5 |
59 59 7 |
Динамометрия кисти Масса тела (%) М Ж Баллы |
60 40 0 |
61-65 41-50 1 |
66-70 51-55 2 |
71-80 56-60 3 |
81 61 4 |
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов) |
4 |
5-9 |
10-13 |
14-15 |
17-21 |