Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:33, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы , успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .
1.Введение…………………………………………………………………....стр. 3
2. Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом……………………………………………...стр. 5
3.Мотивы занятий спортом………………………………………………….стр. 7
4. Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом…………………………………………………………………….....стр. 9
5. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов…………………………………………………………………….стр.12
6.Заключение………………………………………………………………..стр. 21
7.Список литературы……………………………………………………….стр. 23
4.
Деятельность в процессе
физического воспитания
и занятий спортом.
Понятие о
деятельности. Мотив, отражающий
в сознании потребность и
Если мотив
устойчив, а цель, которую ставит
перед собой человек, имеет общественную
значимость, то вызываемую ими активность
человека называют деятельностью. Таким
образом, деятельность можно определить
как специфически человеческую, регулируемую
сознанием "внутреннюю" (психическую)
и "внешнюю" (двигательную) активность
направленную на достижение сознательно
поставленной и имеющей общественную
значимость цели.
Если цели, которые
ставит перед собой человек, и мотивы,
их отражающие, имеют спортивную направленность
(занятия спортом составляют предмет,
содержание деятельности), то вызываемая
ими активность называется спортивной
деятельностью
Особенности спортивной
деятельности. Спортивная деятельность
по своему воздействию на организм человека
занимает особое место. Если трудовая
деятельность, связанная с двигательной
активностью человека, направлена главным
образом на изменение в нужном направлении
внешней среды, то спортивная деятельность,
также связанная с двигательной активностью.
направлена на совершенствование главным
образом самого человека, притом не только
его физических качеств, но и психических.
Этому способствует
связь двигательной сферы человека
с самыми различными психическими актами.
Вспомним хотя бы знаменитые слова великого
русского физиолога и психолога И. М. Сеченова:
"Все бесконечное разнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности сводится
окончательно к одному лишь явлению мышечному
движению. Смеется ли ребенок при виде
игрушка, улыбается ли Гарибальди, когда
его гонят за излишнюю .любовь к Родине,
дрожит ли девушка при первой мысли о любви
создает ли Ньютон мировые законы и пишет
их на бумаге везде окончательным фактом
является мышечное движение"
На тесную связь
двигательной сферы с психической, их
единство в отражении человеком окружающей
его действительности указывает Н. А. Бернштейн,
говоря о роли движений в "активной
выработке объективно верного отражения
мира в мозгу путем выверки синтеза восприятий
через практик у
Как и любая
другая, спортивная деятельность является
продуктом общественно
Соревновательный,
или, как говорят социологи, престижный,
характер спортивной деятельности обусловил
ряд ее особенностей:
а) стремление максимально
совершенствоваться в избранном
виде спорта для достижения наивысших
результатов; это совершенствование касается
как физической, технической и тактической
подготовленности, так и развития моральных
и волевых качеств;
б) большие физические
и психические нагрузки во время
систематической подготовки к соревнованиям
и на самих соревнованиях;
в) большая сила,
глубина и динамичность эмоциональных
переживаний, связанных со спортивной
деятельностью, которые захватывают
спортсмена и оказывают огромное
влияние на его деятельность; характерным
для спортивной деятельности является
быстрый переход от одних переживаний
к другим, иногда противоположным по характеру;
г) возникновение
нравственных чувств, связанных с
глубоким сознанием общественного
значения своей спортивной деятельности
(ответственность за честь коллектива,
города или страны, чувство гордости
и т. п.).
Структура спортивной
деятельности. Спортивную деятельность
понимают в широком и более
узком плане. В первом смысле речь
идет о тренировочном процессе в
целом, т. е. о деятельности, осуществляемой
периодически, систематически и длительное
время (в течение нескольких лет). В этом
случае можно говорить о макроструктуре
деятельности спортсменов. Структурной
единицей деятельности в этом случае являются
тренировочные занятия и соревнования,
частота, длительность и характер которых
соответствуют долгосрочным тренировочным
планам. Тренировочные (и учебные в школе)
занятия а также соревнования, как более
узко понимаемая деятельность, характеризуются
мезоструктурой. Структурной единицей
такой деятельности являются действия
(сенсорные, умственные, двигательные),
в связи с чем под деятельностью нередко
понимают совокупность действий, направленных
на удовлетворение потребности. Однако
деятельностьэто не просто сумма отдельных
действий. Это действия, объединенные
в целостную систему, взаимосвязанные
друг с другом и выполняемые по общему
плану (программе) тренировочного занятия
или соревнования.
Учебные тренировочные
занятия, а также спортивные соревнования
характеризуются преобладанием
двигательных действий (физических упражнений),
в которых представлены и психические,
и двигательные, и вегетативные компоненты.
Осуществление движений по определенной
программе требует сбора информации о
ситуации, в которой протекает деятельность,
т. е. участия работы анализаторов, центральных
мозговых аппаратов, связанных с переработкой
информации, выработкой программы действия,
посылки импульсов к исполнительным органам.
Но движения это и сокращение мышц
это трата на него энергии, а значит биохимические
реакции в мышцах, усиление работы вегетативных
систем, обеспечивающих мышцы энергией
и сохраняющих постоянство внутренней
среды организма. Вегетатика связана с
включением в работу эндокринной и вегетативной
нервной систем. Все это составляет микроструктуру
деятельности.
5. Физическая культура и спорт в системе обеспечения студентов.
Мировой опыт свидетельствует
о том, что по мере развития рыночной
экономики конкуренция за рабочее
место возрастает. Соперничество, борьба
за рабочее место требуют от работника
не только профессиональных знаний и умений,
но также здоровья и соответствующих личностных
качеств (профессиональных, волевых,
нравственных и т.д.). Конкурентоспособность
нынешнего студента на рынке труда
будет связана с тем, сумеет ли он выдержать
многоаспектность конкурентной борьбы.
К этому будущего специалиста необходимо
готовить уже в стенах вуза. Представляется,
что помимо профилирующих кафедр, кафедры
физического воспитания могут и должны
в значительной степени способствовать
повышению конкурентоспособности удущих
специалистов. Для этого прежде всего
необходимы сведения о реальном состоянии
здоровья студентов.
В системе обеспечения
Не везде предмет "физкультура"
Исходя из изложенного, нами
в течение 1993-1996 гг. проведено исследование
состояния здоровья студентов московского
государственного института электроники
и математики.
Необходимо было, во-первых, оценить
состояние здоровья студентов
и определить факторы,
Решение поставленных задач
Анкеты состояли из трех
В анкетном опросе приняли участие
студенты-выпускники (151 человек) и молодые
специалисты, проработавшие не менее трех
лет (83 человека). Кроме этого различными
видами тестирования были охвачены 310
студентов 1-2 курсов, занимающихся два
раза в неделю физкультурой и спортом.
Результаты анкетирования
Совершенно очевидно, что удовлетворение
интересов студентов является
важнейшим путем в укреплении
их здоровья, способствующим самостоятельным
занятиям физкультурой и спортом что
в целом скажется на здоровом образе
жизни.
Большое значение в
Таблица 1 Мотивация занятий физкультурой и спортом у студентов и специалистов.
Это требует
пристального внимания преподавателей
к организации и содержанию
занятий. Различия между
Студенты-выпускники и
Информация о работе Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов