Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:00, реферат
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.
1.Введение……………………………………………………………….
2.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования………………………………………………………………
3.Используемая литература……………………………………………...
___________________________Сам
Заочный
факультет
_______Периферийный
поток_______
_______Попова
Полина Андреевна_______
Курс__1____Специальность___
Занимаемая
должность_____________________
Наименование
предприятия___________________
Реферат_№_1___________________
Тема___
Физическая культура как учебная
дисциплина высшего профессионального
образования___________________
По дисциплине
_____Физическая культура__________________
Дата
получения работы деканатом_____________________
Дата
сдачи работы на кафедру_______________________
Дата
рецензирования работы________________________
Дата
возвращения работы кафедрой в деканат_____________________
Самара
2011
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Физическая культура
как учебная дисциплина высшего профессионального
образования…………………………………………………
3.Используемая
литература……………………………………………...
Введение:
Возрастание
информационных потоков, расширение номенклатуры
учебных дисциплин ведут к
повышению интенсификации учебного
процесса в вузах и, как следствие,
— возрастанию психо-эмоциональных нагрузок
учащихся. Данная ситуация предъявляет
повышенные требования к уровню здоровья
и работоспособности студентов. Недостаточная
физическая активность нынешних студентов
в детском возрасте приводит к тому, что,
с одной стороны, нынешние абитуриенты
по уровню своей физической подготовленности
гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых
лет, с другой — к низкому уровню культуры
отношения к своему здоровью и двигательной
активности в студенческие годы как естественному
рекреационному средству.
Как следствие
всего этого, к концу обучения
физическая подготовленность студенческой
молодежи существенно ухудшается, а
заболеваемость — увеличивается. Около
50% студентов имеют отклонения в
состоянии опорно-
В прежние
времена в качестве приоритетов в образовании
доминировали интересы государства. Это
выражалось в том, что государственные
программы по физической культуре от дошкольных
до высших учебных заведений были нацелены
на определенные нормативы, соответствующие
установленным критериям готовности к
труду и обороне, но не на удовлетворение
личных интересов и желаний учащихся.
Такое положение, естественно, не могло
способствовать развитию интереса учащихся
к повышению уровня собственной физической
культуры, скорее, стимулировало органическое
ее неприятие.
В этой
связи представляется весьма актуальным
подход, направленный на решение задачи
приобщения студентов к регулярным
занятиям физическими упражнениями
на основе реализации их интересов
к современным оздоровительным системам.
На занятиях
по физической культуре должен реализовываться
дидактический принцип «
Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования.
Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов.
Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности.
Большие
воспитательные и образовательные
возможности физического
Массовые
обследования анкетные опросы студенческой
молодежи свидетельствуют, что наряду
со студентами по настоящему увлеченными
и регулярно занимающимися
Физическая
культура как учебная дисциплина
в высшем учебном заведении по
содержанию, организации и проведению
занятий существенно отличается
от уроков по физкультуре в средней
школе.
С 1994-1995
учебного года в высших учебных заведениях
была введена новая учебная программа
по физической культуре, содержание которой
отражало основные направления реформы
высшего образования в России, утверждающие
принципы гуманистического характера
образования и приоритета общечеловеческих
ценностей жизни и здоровья человека.
В законе
говорится:
«Образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Для реализации
этого направления во всех высших
учебных заведениях, по всем специальностям
в образовательно - профессиональные программы
включен цикл из десяти учебных гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный
язык, физическая культура, педагогика,
психология и другие).
На основании
Закона, постановлением Совета Министров
- Правительства Российской Федерации
от 10 августа 1993 года №773 утвержден
Государственный
В требованиях
Государственного стандарта к уровню
подготовленности лиц, завершивших обучение
по всем специальностям, в перечне знаний
и умений по физической культуре записано:
1.понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
2.знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
3.владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
4.приобрести
опыт использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения жизненных
и профессиональных целей.
Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года).
Поэтому
в перечне дисциплин
Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время.
В целом
это позволяет проводить
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.
Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.
Именно
на это и направлена учебная программа,
которая явилась прогрессивным
шагом в формировании всесторонне
и гармонично развитой личности выпускника
высшего учебного заведения с
высокой степенью готовности к социально-профессиональной
деятельности.
Результатом
обучения должно быть создание устойчивой
мотивации и потребности к
здоровому и продуктивному
Отличительными
особенностями учебной
Профессиональная
направленность образовательно-
Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Этот
заказ предполагает обязательное наличие
у будущих специалистов общей
и профессиональной культуры, физического
и психического здоровья, высокой работоспособности,
способности осваивать и обогащать культурный
потенциал общества.
Хорошее
психофизическое развитие личности
повышает биологические возможности
жизнедеятельности, позволяет успешно
противостоять ухудшающимся экологическим
условиям, переносить высокие психические
и физические нагрузки, эффективно функционировать
в обычных и экстремальных условиях.
Однако
надо всегда помнить, что физическая
культура в своем арсенале содержит
острые средства, которые при их
неправильном использовании могут
воспитать у студентов
Помимо
чисто воспитательных мероприятий
одним из важных факторов в этом
направлении является создание у
студентов устойчивой мотивации
по выполнению требований профессионально-прикладной
физической подготовки.
С этой
целью в рабочем учебном цикле
кафедр физического воспитания должно
предусматриваться обязательное медицинское
обследование, в состав которого по
мере прохождения материала
Результаты
обследований сравниваются с разработанными
психофизическими моделями инженеров-строителей
различных специальностей, а затем
выдаются соответствующие рекомендации
по доведению уровня «профессионального
здоровья», физических и психофизических
характеристик студентов до модельных.
Выпускнику
предполагается выдавать «паспорт профессионального
здоровья», в котором содержатся
характеристики молодого специалиста,
отражающие его соответствие требованиям
профессии по физической подготовленности,
по состоянию основных функциональных
систем организма, по готовности основных
рабочих органов воспроизводить психофизические
требования данной специализации, характерологические
особенности личности, а также способность
переносить специфические профессиональные
вредности.
Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования