Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:00, реферат
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.
1.Введение……………………………………………………………….
2.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования………………………………………………………………
3.Используемая литература……………………………………………...
Такой
паспорт станет для каждого выпускника
строительного высшего учебного
заведения свидетельством его здоровья,
физической и психофизической пригодности
на первых этапах трудовой деятельности,
а в дальнейшем станет основой индивидуальных
программ самосовершенствования личности
и специалиста с целью оптимального выполнения
тех сложных задач, которые поставит перед
ним жизнь.
Физическая культура как учебная дисциплина
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, учебная дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина ФК включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
· профессионально-
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
· теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;
· практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
· контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная
направленность образовательного процесса
по физической культуре объединяет все
три раздела программы, выполняя
связующую, координирующую и активизирующую
функцию.
Распределение студентов по учебным отделениям
Для проведения
практических занятий студенты распределяются
в учебные отделения: основное, специальное
и спортивное.
Распределение
в учебные отделения проводится
в начале учебного года с учетом пола,
состояния здоровья (медицинского заключения),
физического развития, физической и спортивной
подготовленности, интересов студента.
В основное
отделение зачисляются
В специальное
отделение зачисляются
Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.
В спортивное
учебное отделение, зачисляются
студенты имеющие спортивные разряды
по видам спорта, показавшие хорошую физическую
подготовленность и желание углубленно
заниматься одним из видов спорта, занятия
по которым организованы в вузе.
Студенты
спортивного отделения
Перевод
студентов из одного учебного отделения
в другое, осуществляется по их желанию
только после успешного окончания
семестра или учебного года. Перевод
студентов в специальное
Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных;
- элективных
практических занятий (по
- индивидуальных
и индивидуально-групповых
- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме:
- выполнения
физических упражнений и
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
- массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Сроки и порядок выполнения зачетных требований и тестов
определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получающие необходимую подготовку.
Зачет у студентов принимают преподаватели в постоянно закрепленных учебных группах. Отметка о зачете вносится в ведомость факультета и в зачетную книжку студента.
Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. Студенты, выполнившие все требования учебного плана и учебной программы, допускаются к итоговой аттестации по физической культуре, которая проводится комиссией кафедры.
Контроль
состояния здоровья
студентов
Для контроля за состоянием здоровья студентов в университете ежегодно проводятся врачебные обследования студентов до начала учебных занятий по физическому воспитанию на 1 курсе и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями;
Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются.
Используемая литература:
1.Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М.: 2007.
2.Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.
3.Ляшенко Т.К., Коваленко Д.Н., Черноусов О.Г., Кузнецова Г.Н. Физическая культура DOC. Учебное пособие. — Томск: 2006.
4.Л.П. Матвеев Теория и практика физической культуры. М.:1999
5.www.erudition.ru Электронная энциклопедия
эрудит /Понятие физическое воспитание
и физическая подготовленность
Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования