Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:03, реферат
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Введение
Понятие о двигательных способностях
Характеристика двигательных способностей
Предпосылки развития двигательных способностей
Возрастные особенности воспитания двигательных способностей
Заключение
Список использованной литературы
План.
Введение.
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.
В настоящее
время выделяют до восемнадцати видов
выносливости человека, около двух
десятков специальных координационных
способностей, проявляемых в конкретных
двигательных действиях (циклических,
ациклических, баллистических и др.),
да ещё около десятка так
Как уже говорилось раннее интерес к данной проблеме не угасает вот уже более ста лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема — учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся?
Хорошая физическая
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Понятие о двигательных способностях.
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии — «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии — «физические качества», в биомеханике — «физические» или «моторные качества». Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.
Доктор
педагогических наук В.И. Лях /10/ отмечает,
что у разных людей уровень
развития и сочетания, слагаемых
названных физическими
Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение тела, направление и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как «сильнее — слабее», «быстрее — медленнее» и т.п.
Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин /13/: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность». Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.
Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности. В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.
Характеристика двигательных способностей.
Каждый
человек обладает некоторыми двигательными
возможностями (например, может поднять
какой-то вес, пробежать сколько-то
метров за то или иное время и
т.п.). Они реализуются в определённых
движениях, которые отличаются рядом
характеристик, как качественных, так
и количественных. Так, например, спринтерский
бег и марафонский бег
В настоящее
время экспериментально установлено,
что структура каждого
Несмотря
на усилия учёных, длящиеся уже около
столетия, пока не создана единая общепринятая
классификация физических (двигательных)
способностей человека. Наиболее распространённой
является их систематизация на два
больших класса. Кондиционные или
энергетические (в традиционном понимании
физические) способности в значительно
большей мере зависят от морфологических
факторов, биомеханических и гистологических
перестроек в мышцах и организме
в целом. Координационные способности
преимущественно обусловлены
Следует
различать абсолютные (явные) и относительные
(скрытые, латентные) показатели двигательных
способностей. Абсолютные показатели
характеризуют уровень развития
тех или иных двигательных способностей
без учета их влияния друг на друга.
Относительные показатели позволяют
судить о появлении двигательных
способностей с учетом этого явления.
Например, к абсолютным (явным) показателям
относятся скорость бега, длина прыжка,
поднятый вес, длина преодоленной дистанции
и т.д. Относительными (скрытыми) показателями
способностей являются, например, показатели
силы человека относительно его массы,
выносливость бега на длинную дистанцию
с учетом скорости, показатели координационных
способностей в отношении к скоростным
или скоростно-силовым
Вышеназванные способности можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, — это признак высоких потенциальных возможностей.
В.И. Лях /10/ отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными — координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.
Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких двигательных действиях они проявляются.
О специфических
проявлениях физических способностей
можно говорить как о компонентах,
составляющих их внутреннюю структуру.
Попытки описать структуру
Так, основными
компонентами координационных способностей
являются способности к ориентированию,
равновесию, реагированию, дифференцированию
параметров движений, способности к
ритму, перестроению двигательных действий,
вестибулярная устойчивость, произвольное
расслабление мышц. Эти способности
относятся к специфическим
К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) — взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии — без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах — статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.